Соседей не выбирают

В Центральной Азии стремительно набирают силу процессы региональной интеграции. Основную роль в них играют ближайшие соседи Сибири - Китай и Казахстан

Сегодня в России активно обсуждается тема вступления во Всемирную торговую организацию. Все внимание политической и экономической элиты сосредоточено на этой проблеме. Между тем в Азии на огромной территории формируется новое экономическое сообщество, в котором возникают новые механизмы взаимодействия государств. В обозримой перспективе вполне возможно появление мощного экономического блока от Тихого океана до Каспия.

Начало уже положено. В Центральной Азии (ЦА) успешно действует Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Принята программа до 2020 года, в ней даны основные ориентиры и этапы экономической интеграции. На уровне министерств вырабатываются механизмы делового и культурного сотрудничества, совместных действий в чрезвычайных ситуациях и в решении других общих проблем.

Сейчас основными фигурами в ШОС становятся Китай и Казахстан. Россия же ведет себя пассивно и может просто "опоздать на поезд".

Упущенные возможности

Если рассматривать геополитические перспективы Сибири не c позиций интересов Москвы (как это чаще всего бывает), а с позиций интересов самой Сибири и страны в целом, то объективность и актуальность процессов региональной интеграции в Центральной Азии становится очевидной.

Приграничные регионы на деле реализуют новый тип взаимодействия, в основе которого лежит достижение общих целей. Катализаторами зарождающейся интеграции стали интенсивное развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, прогрессивная политика Монголии, инвестиционная и внешнеторговая активность Казахстана и Киргизии. Сибирские регионы, особенно близкие к Центральной Азии, постепенно акцентируют внимание на южном направлении, но крайне медленно.

Что представляют собой основные носители интеграционных процессов в Центральной Азии как торговые партнеры? Синьцзян-Уйгурский автономный район - по площади один из наиболее крупных регионов Китая с относительно низкой плотностью населения. Он граничит с 8 государствами на протяжении 5 600 км. На территории СУАР проживают свыше 19 млн человек, из которых 60% - крестьяне. Темп экономического роста за последние 10 лет составлял в среднем 11,2% в год. Ежегодный прирост населения - 1,7%, рост денежных доходов - 8-9%. Покупательная способность растет и уже сопоставима с аналогичным показателем в Сибири.

Синьцзян сегодня - это добыча 1,2 млрд куб. м газа и 24 млн тонн нефти в год, треть китайских запасов угля, нефтепереработка, машиностроение. Это крупнейшее в мире производство томатной пасты, выращивание и переработка хлопка, фруктов и овощей, производство удобрений, крупная мебельная фабрика с сетью дочерних предприятий и магазинов по территории страны. Это десяток экономических и технико-внедренческих зон, институты, вузы и образовательные заведения, тысячи километров современных автомобильных трасс, огромные планы и интенсивные инвестиции в инфраструктуру.

К настоящему времени ведется строительство более 60 важных объектов с общими капиталовложениями свыше 100 млрд долларов. Проложены новые автодороги общей длиной 91 тыс. км и новые железные дороги общей протяженностью 4,07 тыс. км.

В центре СУАР - городе Урумчи - проживает 1,85 млн человек. Доля услуг в валовом внутреннем продукте города - 60%, что, безусловно, обеспечено бурным развитием внешней торговли. Все началось со сдачи в эксплуатацию железной дороги до контрольно-пропускного пункта Алашанькоу-Дружба на границе с Казахстаном.

За 15 последних лет Урумчи превратился в крупную перевалочную базу, куда со всего Китая ввозится продукция и откуда она доставляется в страны Средней Азии, Россию и далее в Европу. Внешнеторговый оборот СУАР ежегодно растет и в 2003 году достиг 4,8 млрд долларов - на 77% больше, чем в 2002-м. Что характерно, 3,04 млрд долларов обеспечила приграничная торговля. Экспорт СУАР в страны Средней Азии на 75% представлен одеждой и обувью, пока в основном невысокого качества. Свыше 90% этих товаров произведено во внутреннем Китае. По данным китайской стороны, в структуре экспорта СУАР собственная продукция составляет менее 10%, а потребляет район всего около 20% от импорта. В реальности торговля с СУАР - это торговля всего Китая через западные ворота.

Синьцзян-Уйгурский автономный район целенаправленно и достаточно успешно расширяет свое присутствие в странах Центральной Азии, но главным его партнером по всем позициям является Казахстан. Товарооборот между Казахстаном и Синьцзяном растет ежегодно, а в последние годы удваивается. Сейчас на долю Казахстана приходится свыше 80% товарооборота СУАР (в 2003 году - 3,3 млрд долларов).

Развивается не только торговля. Согласно соглашению о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, заключенному правительствами двух стран, началось строительство нефтепровода из Казахстана в СУАР. На первом этапе предусмотрена прокладка "трубы" на участке Атасу-

Алашанькоу, объем перекачки нефти должен составить свыше 10 млн тонн в год с дальнейшим увеличением объема до 50 млн тонн. На втором этапе планируется продолжение строительства нефтепровода на участке Кенкияк-Кумколь-Атасу.

Китайская национальная нефтегазовая корпорация отвечает за строительство нефтепровода, финансирование и технико-экономическое обоснование проекта. Казахстан предоставляет земельный участок для строительства нефтепровода, дает гарантии по обеспечению его безопасности, обязуется обеспечить стабильность республиканского законодательства в отношении экспортных пошлин на нефть и импортных пошлин на оборудование. Ввод в действие нефтепровода намечен на декабрь 2005 года. Инвестиции в экономику Казахстана составят более 700 млн долларов, в строительстве примут участие свыше 4,5 тыс. человек, а сам нефтепровод обеспечит постоянной работой более 500 человек.

В связи со строительством нефтепровода в СУАР началась реализация проекта по переработке 10 млн тонн нефти и производству 1,2 млн тонн этилена. Эти крупнейшие на сегодня проекты китайского нефтехима - важная составляющая стратегии энергетического сотрудничества Китая и Казахстана. Завершить оба проекта планируется в 2008 году.

А что же Россия? Объем товарооборота СУАР и РФ в 2003 году составил всего 280 млн долларов. СУАР ввозит из России в основном пластмассу, сталь, алюминий, дешевые металлы, древесину. Импорт из СУАР представлен почти на 100% товарами народного потребления, а также продуктами питания (томатная паста, фруктовые и овощные соки, в небольших количествах табак).

По словам представителей китайской стороны, СУАР готов увеличить закупки леса и лесоматериалов. Ему требуются нержавеющие металлы высокого качества, цветные металлы, строительные материалы, бесшовные трубы, сельскохозяйственная техника, удобрения, тяжелые грузовые машины, нефтехимические продукты, кордовое сырье, шины, качественный асфальт, электроэнергия и многое другое. Практически все это могла бы с выгодой для себя поставлять Сибирь.

Что мешает

Почему торговля Сибири с Западным Китаем до сих пор не получила должного развития? Одна из главных причин - отсутствие прямого транспортного выхода.

Конечно, строительство железной дороги напрямую в Западный Китай следует рассматривать как проект, который может быть реализован, только когда Транссибирская магистраль займет ведущие позиции в международных контейнерных перевозках и когда позволят инвестиционные возможности государства.

В то же время сооружение прямой автомобильной дороги вполне реально уже сейчас. Это показали масштабные прединвестиционные исследования, проведенные по заданию Министерства транспорта РФ в 2000-2001 годах. У СУАР и Сибирского федерального округа 54 км общей границы, и речь идет о сооружении автомагистрали протяженностью 186 км от Кош-Агача до перевала Канас как продолжение Чуйского тракта - трассы федерального значения Новосибирск-Ташанта. В случае реализации проекта Чуйский тракт будет обслуживать торговый транзит Западной Сибири, Урала и Европы в Синьцзян-Уйгурский автономный район и далее в Центральный Китай.

Сегодня автомобильные грузоперевозки в торговле с Китаем в целом по России составляют менее 4% и осуществляются через территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На долю Западной Сибири приходится менее 0,2%. Концентрация автомобильных перевозок в восточных регионах объективно обусловлена развитой системой пунктов пропуска на общей границе. В быстро развивающемся Западном Китае сформировался высокий неудовлетворенный спрос на сибирские товары, при этом доля автомобильных перевозок на западном направлении (через Казахстан) ничтожно мала. Низкий уровень торговли регионов Западной Сибири с Китаем можно объяснить только одним - транспортной удаленностью китайских восточных партнеров и практической недоступностью западных.

Сооружение дороги послужит толчком для развития приграничной торговли - организации международного рынка на территории Республики Алтай с участием Китая, Монголии, Казахстана, Западной Сибири, Республики Тыва, стран Средней Азии, станет новым импульсом в становлении торгово-экономического сотрудничества стран в центре Азии. Кроме того, Республика Алтай сможет активнее развивать туристический бизнес.

По данным китайской стороны, только Алтайский округ СУАР, сопредельный с Республикой Алтай, в 2004 году посетили 360 тыс. человек. К 2010 году прогнозируется рост туристов до 2 млн. В Китае в настоящее время проводится эффективная целенаправленная политика развития туризма. Создается необходимая инфраструктура, развивается сфера туристических и транспортных услуг. Например, озеро Канас, расположенное вблизи одноименного перевала, в 2000 году посетили 30 тыс. человек, за последние 4 года поток туристов вырос в 10 раз. При создании условий эти любители путешествий могут заполнить кольцевые маршруты Китай-Россия-Монголия-Китай, Китай-Россия-Казахстан-Китай и принести в бюджеты Республики Алтай и Алтайского края миллионы долларов.

В СУАР накоплен богатый опыт оказания туристических услуг в природных резерватах и заповедниках без нанесения какого-либо вреда окружающей среде, культивируется высокая культура отдыха в сочетании с контролем и жесткими правилами цивилизованного поведения на природе.

Туризм - это новая сфера для всех государств региона, которая требует особого внимания. В сентябре 2002 года на международной конференции по научно-техническому сотрудничеству и экономическому развитию Китая, России, Казахстана и Монголии была выдвинута важная идея о превращении Алтайского региона во всемирно известный туристический район.

В развитие сети дорог Алтайского округа СУАР вложил свыше 40 млн юаней (около 5 млн долларов) и готов открыть контрольно-пропускной пункт через перевал Канас на Алтае хоть завтра. Предварительно общий объем капиталовложений в строительство участка по китайской территории оценивается в 110 млн долларов, на строительство китайского участка дороги необходимо два года. СУАР располагает всеми необходимыми средствами, техникой и рабочей силой. Дело за российской стороной.

Сухая статистика

Согласно таможенной статистике, в 2004 году отмечался рост торговли Сибирского федерального округа со всеми странами Центральной Азии. Наиболее высокий - с Киргизией (экспорт увеличился на 172%, импорт - на 210%). Годовой рост объемов торговли Сибирского федерального округа с Казахстаном превышал 130%. Высокой положительной динамикой как в экспорте (148%), так и в импорте (127%) характеризовалась торговля СФО с Узбекистаном - второй страной региона по уровню экспорта и импорта.

СФО - российский лидер в торговле с государствами ЦА. Его доля общем товарообороте этих стран с РФ - 21,3%. В 2004 году в торговле России с Китаем на Сибирский федеральный округ приходилось свыше 26% оборота, с Казахстаном - 22%, с Киргизией - 34%, Таджикистаном - 19%, Узбекистаном - 15%, Туркменией - 6%.

Эти данные говорят лишь о том, что страны Центральной Азии более значимы для Сибири, а не о потенциале партнеров. СФО присутствует в этих странах примерно в тех же пропорциях, что и Россия в целом. Но внешнеторговый оборот РФ и стран СНГ в ЦА остался низким и достигал всего 10,5 млрд долларов, причем львиная доля приходилась на Казахстан - 8,1 млрд. Рынок же с Узбекистаном оценен всего в 1,38 млрд долларов, с другими странами и того меньше: Киргизией - 400 млн, Туркменией - 280 млн, Таджикистаном - 260 млн долларов. Причины носят скорее государственный, чем региональный характер.

При всей положительной динамике торговли СФО в ЦА следует отметить, что объемы остаются низкими. Весь внешнеторговый оборот со странами СНГ в Центральной Азии составил в 2004 году 2,23 млрд долларов. В результате доля этих стран в торговле округа едва превысила 10%. Их участие резко дифференцировано: на Казахстан приходилось 8,2% (1,8 млрд долларов), на каждую из остальных стран - менее 1%.

С Китаем территории СФО в 2004 году имели товарооборот 3,89 млрд долларов при годовом росте свыше 150%. Из них экспорт обеспечивал 3,5 млрд долларов, что в 9 раз превышало объем зафиксированного импорта из Китая в Сибирь.

Основной объем операций с Китаем реализуется через восточную границу, на СУАР приходится менее 2%. Много ли это?

Объем торговли России с Китаем к 2004 году достиг 14,9 млрд долларов, увеличившись за 5 лет почти в два раза. Еще недавно китайские эксперты говорили о возможном росте взаимной торговли до 20 млрд долларов, сегодня они подняли планку до 100 млрд. Премьер-министр Госсовета КНР Вэнь Цзябао прогнозирует уже к 2010 году 60-80 млрд, что станет реальностью после реализации экспортных энергетических проектов на восточной границе и интенсивного развития торговли с Западным Китаем в Центральной Азии. Основной прирост обеспечит Восточная Сибирь, но при создании необходимых условий и инфраструктурного обеспечения торговля СФО с Западным Китаем может возрасти в 10-20 раз.

Не все так плохо

Понимание необходимости развития деловых связей с соседями, которых, как известно, не выбирают, на региональном уровне есть. При содействии Межрегиональной ассоциации " Сибирское соглашение" в 2003 году прошла международная конференция "Научно-техническое сотрудничество и экономическое развитие Китая, России, Казахстана и Монголии в Алтайском субрегионе". По ее решению создан Международный координационный совет, но его полномочий явно недостаточно для принятия конкретных решений. Именно поэтому межрегиональные отношения выходят на все более высокий уровень.

В июне этого года на XVI Харбинской торгово-экономической ярмарке в Китае состоялась презентация Сибирского федерального округа. Его делегацию - представителей власти и бизнеса в составе 290 человек - возглавлял полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Квашнин.

Предварительным итогом участия сибиряков в Харбинской ярмарке стало заключение около 40 соглашений о взаимодействии в различных сферах. В частности, интерес китайской стороны вызвали совместные проекты в нефтехимической отрасли, а также поставки угля из Кемеровской области. Главным же результатом, по словам заместителя полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Игоря Простякова, стало то, что китайская сторона поняла: Сибирь является очень интересным партнером. Теперь важно максимально развивать взаимовыгодные торговые связи, завоевывать рынок Китая, пользуясь его близостью к сибирским регионам. Следующим большим шагом в этом направлении станет участие СФО в сентябре 2005 года в Международной торгово-экономической ярмарке в Урумчи.