Штильный процесс

Тема недели
Москва, 26.03.2007
«Эксперт Сибирь» №12 (154)

Российский политический ландшафт XXI века стал гораздо менее ярким и более скучным по сравнению с баталиями, которые происходили в 1990-х. Курс, проводимый в течение последних лет Кремлем, постепенно превращает бурное море предвыборных битв в спокойное озеро. Появление партий-однодневок и кандидатов-двойников, фальшивые объявления о том, что кандидат снимается с выборов, и прочие предвыборные фокусы остаются в прошлом.

Вспомним, ведь доходило даже до попыток подбросить в урну зажигательное письмо для уничтожения бюллетеней и пересмотра итогов голосования. Сейчас, хотя грязные методы по прежнему используются, ситуация все же меняется. Блиставшие раньше на полях предвыборных сражений пиарщики переквалифицируются в маркетологов и рекламистов, потому что их методы на прежнем поприще потеряли актуальность.

Процесс сокращения реально участвующих в политической жизни партий, запущенный в Москве, уязвим для критики с точки зрения ущемления демократических принципов. Но нельзя не признать, что видимым если не прямо сейчас, то в ближайшей перспективе результатом станет формирование новой, более предсказуемой и стабильной политической системы. Хотя говорить о том, что фундамент для нормальной политической жизни создан, пока рано.

Ситуация с формированием политической системы до боли напоминает ситуацию в стране в целом. На фоне общей стабильности — и политической, и экономической, на фоне образования госмонополий и усиления роли чиновничества существуют и «горячие точки», ситуацию в которых можно назвать если не войной, то, по крайней мере, вооруженным противостоянием. Прежде всего это Северный Кавказ, где победа вроде одержана, но мирные отчетные репортажи периодически прерываются сообщениями о терактах.

В политической системе точно также. На фоне стабильного формирования ее структуры, подталкиваемого и контролируемого «Единой Россией», существуют регионы, в которых происходят локальные «войны».

До консенсуса, которого удалось достичь ведущим парламентским партиям в Москве, в регионах еще очень и очень далеко. Здесь зачастую пока еще нет согласия даже между самими единороссами, и яростные схватки за контроль над партийными ресурсами периодически становятся достоянием общественности. Сложно и тяжело идет и формирование партии, которая собирается стать второй партией власти — «Справедливой России»(СР). Если в Москве процесс объединения прошел более-менее спокойно, то между региональными отделениями партий, которые стали основой «Справедливой России», и их членами существуют свои, порой очень непростые отношения. Объединительные съезды в регионах проходили тяжело, противоречия не были преодолены до выборов. В результате СР не вошла в состав Законодательного Собрания Омской области. В Томской области пройти в Думу ей удалось, но голосов набрано меньше, чем, к примеру, у ЛДПР, что не может не настораживать.

«Северный Кавказ» сибирской политики — Республика Тыва. Политический кризис, продолжающийся там, не позволил полноценно провести процесс объединения партий, а сам регион остается главной «горячей точкой» на политической карте Сибири. Противостояние «Единой России» (между членами которой также нет единства) и сторонников «Справедливой России» достигает крайней точки. Выборы только обострили его, и окончания конфликта не видно.

Прошедшие выборы показали, что в сибирском регионе до создания идеальной политической системы, какой она видится из Москвы (на основе двух партий власти и с участием еще нескольких реальных участников политической жизни) еще далеко. Процесс создания новой политической системы, который выглядит чуть ли не завершенным после репортажей из залов Государственной Думы, на самом деле находится еще на начальном этапе развития. Итоги региональных выборов демонстрируют это очень ярко.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №12 (154) 26 марта 2007
    Выборы
    Содержание:
    Генеральная репетиция

    До выборов в Государственную Думу Российской Федерации остаются считанные месяцы. Но у политических партий еще есть время извлечь уроки из избирательных кампаний на региональных выборах

    Реклама