«От «горниста» до Октоберфеста»

20 августа 2007, 00:00
  Сибирь

Инициатором круглого стола, прошедшего в пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь», выступила Сибирская ассоциация рестораторов и отельеров (САРО), представившая на суд приглашенных исследование потребителей алкогольного рынка в Новосибирске. Наиболее жаркую полемику у рестораторов, медицинских работников, социологов, представителей органов власти и СМИ вызвал вопрос культуры потребления «горячительных» напитков.

Название круглого стола — «От «горниста» до «Октоберфеста» — было выбрано не случайно. В недалеком пионерском прошлом «горнистами» называли алкоголиков. Позы обоих схожи — одну руку они держат на поясе, другой подносят ко рту атрибут своей гордости. Разница заключается в последнем: для первого это неизменный горн, для второго — бутылка. А Октоберфест — традиционный пивной фестиваль, который ежегодно проходит в Германии, эталон культуры потребления самого популярного в Европе напитка — пива.

Директор центра аналитических исследований «Социум» Павел Храпов озвучил результаты исследования. Несколько раз в месяц и чаще алкоголь употребляют 77% новосибирцев, несколько раз в год — 16%, никогда — 7%. Если рассматривать частоту употребления напитков, то здесь лидирует пиво — каждый день его пьют мужчины 17–30 лет из числа рабочих и студентов. Обычно это происходит в уличных кафе, на даче, на природе, на пляже, в сауне. Вино и водку употребляют несколько раз в месяц, в основном в гостях и дома.

Что касается ресторанов, баров, питейных заведений, то за последние пять лет их посещаемость выросла незначительно — всего на 5%. Однако теперь в них приходит более половины городского населения, а потенциальных посетителей, в будущем лишь планирующих посещать рестораны — примерно в два раза больше. Интересно, что сейчас в ресторанах чаще встречаются женщины, чем мужчины. Средний возраст посетителя — 35 лет. По результатам опроса, высокие цены отметили 21% горожан. Впрочем, основная причина нежелания посещать рестораны — даже не дороговизна, а качество предоставляемого сервиса. «На слишком медленное или, наоборот, чересчур навязчивое обслуживание, грубый персонал и охрану жалуется каждый третий клиент», — поясняет Храпов.

«Действительно ли в последнее время потребление алкоголя стало более культурным? — задал тему для обсуждения исполнительный директор САРО Алексей Беликов. — И способствует ли развитие ресторанов повышению культуры пития?». На этот счет не все участники круглого стола оказались единодушны. «Рестораны оказывают влияние на культуру пития, но лишь как элемент целой системы, — считает член Общественной палаты, доктор социологических наук, ректор Нового сибирского института Надежда Вавилина. — Первым, что формирует питие как норму, а не как социальную девиацию, является общественное мнение. Важно формировать продуктивные стереотипы потребления и поведения — в этом отношении действие ресторанов очевидно».