Транспорт свое получит

19 ноября 2007, 00:00
  Сибирь

13 ноября в Красноярске под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором обсуждалась стратегия транспортного развития Российской Федерации до 2030 года.

«Совершенно очевидно, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и экономика являются весьма запущенными. И сегодня недостатки в транспортной отрасли, так же, как и в энергетике, сдерживают наше экономическое развитие», — заявил во вступительном слове Владимир Путин. Он отметил, что преодолеть серьезные проблемы транспортной инфраструктуры, связанные, например, с изношенностью основных фондов на 40–80%, может государственно-частное партнерство (ГЧП): «Одним из путей, который следует применять, является ГЧП. Красноярский край — один из лучших примеров в развитии этого направления». Что хорошо видно на примере экономического развития зоны Нижнего Приангарья. По мнению президента, с точки зрения ГЧП следует рассматривать развитие сети метрополитенов и скоростных трамваев в крупных мегаполисах.

Говоря о будущем отрасли, он сообщил о «недопустимости осуществления на две трети авиаперевозок через Москву», о расширении железных и шоссейных дорог, а также о развитии морских и речных перевозок. Все эти позиции отражены в «Стратегии транспортного развития России», где затронуты вопросы формирования транспортных коридоров «запад–восток» и «север–юг», а также разработаны основные приоритеты инфраструктуры в целом. Российский президент просил не забывать, что транспортная инфраструктура является стратегической в условиях безопасности и обороноспособности страны.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что главное в новой стратегии — скоординированная работа всех видов транспорта и увязка федеральных программ транспортного и экономического развития с региональными. «Механизмом реализации стратегии должна стать федеральная целевая программа „Развитие транспортной системы РФ на 2010–2015 годы“», — уточнил министр.

По его мнению, сегодня «узким» местом является отсутствие интегрированных логистических транспортных центров, но в ближайшие годы ситуация изменится. В целевой программе предусмотрено создание таких центров в 10 крупных городах страны.

Власти понимают, что реализация мероприятий в отрасли потребует существенных инвестиций на уровне 4,8% внутреннего продукта, а объем государственных, федеральных и региональных инвестиций может достигать 2,2% ВВП. Один из важных моментов нового документа — бюджетные средства будут выступать не в качестве основного источника, а являться стимулом для притока частных вложений в отрасль.

По словам Левитина, инвестиции в транспортную инфраструктуру предварительно оцениваются в 4 трлн рублей.

Министр финансов Алексей Кудрин сообщил конкретные цифры на средне- и долгосрочную перспективу. В частности, инвестиции в транспортную отрасль в 2010 году увеличатся в 1,75 раза по сравнению с 2009 годом, а к 2012 году запланировано утроение, и пятикратное увеличение — к 2015 году. По его словам, эти цифры соответствуют планам экономического развития страны и вполне реальны. Чтобы улучшить ситуацию, Минтранс совместно с МЭРТ и Минфином планирует задействовать различные финансовые механизмы привлечения частных инвестиций, в том числе и выпуск инфраструктурных транспортных облигаций.

Как отмечалось на мероприятии, в стратегии особое внимание уделено обеспечению надежности и безопасности транспортной системы, формированию институтов страхования, тарифному регулированию и внедрению современных информационных технологий. В свою очередь первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в федеральной целевой программе уже предусмотрено оснащение разработанной красноярцами спутниковой аппаратурой системы ГЛОНАСС транспортного комплекса, что ускорит работу отрасли в целом и снизит транспортные издержки.

Обсуждая стратегию, руководитель группы по ее разработке губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сообщил о необходимости создания полноценных магистральных инфраструктурных створов, на базе которых могли бы развиваться и сырьевые, и индустриальные проекты.

По результатам работы Госсовета будет подготовлен перечень поручений Президента РФ, в который войдут практически все рекомендации. Речь, в частности, идет о государственной тарифной политике по услугам транспорта для Сибири и Дальнего Востока. Например, Владимир Путин предложил переработать пункт по дифференцированному снижению ввозных таможенных пошлин на иностранную технику. По его мнению, власти должны добиться, чтобы российские производители выпускали конкурентоспособную продукцию: «Я не против, чтобы мы закупали современную технику. Наши перевозчики нуждаются в ней, чтобы быть конкурентоспособными на рынке международных перевозок и внутри страны. Но мы должны учитывать планы развития производства внутри самой России».

Глава государства поручил разработать порядок передачи субъектам РФ аэродромов регионального и местного значения в целях развития авиационно-транспортной системы регионов. Он поддерживает развитие региональных и местных авиационных перевозок. Подводя итоги заседания, глава государства подчеркнул, что на Госсовете обсуждалось «не решение проблем выживания, а решение проблем развития» транспортной отрасли. В целом стратегия развития транспортной инфраструктуры РФ до 2030 года была принята, но Владимир Путин просил увязать ее со стратегией развития экономики страны до 2020 года.