Каждому под стать

В Красноярском крае работают несколько десятков лизинговых компаний. Одним из вариантов решения конкурентного вопроса может стать ориентация их на разные группы лизингополучателей

Вкрае зарегистрировано 11,7 тыс. малых предприятий, из которых в сфере производства работают 10% и по 14% занимаются строительством, транспортом и связью. Особенность региона, как, впрочем, и Сибири в целом — то, что практически все предприятия, расположенные на его территории, относятся к сегменту малого и среднего бизнеса (разумеется, речь не идет о филиалах крупных холдингов).

Круглый стол, проведенный журналом «Эксперт-Сибирь» в Красноярске, был посвящен лизингу автотранспорта как наиболее перспективному и востребованному местным бизнесом виду услуг. Правда, в ходе обсуждения границы заявленной темы были расширены, что позволило найти нестандартный подход к разрешению намечающейся конкуренции в сегменте лизинговых услуг Красноярского края.

Кредит доверия

С новаторским предложением выступил председатель союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев. Он предложил сформировать специальный продукт для предприятий, имеющих сезонный характер деятельности. В качестве примера он привел лесопромышленную отрасль, которая активно зарабатывает всего несколько месяцев в году.

Лесопромышленникам, по его словам, крайне интересно работать с лизинговыми компаниями, однако сегодня обратного отклика они не получают — по объему совершенных лизинговых сделок этот сегмент имеет самые низкие показатели. Дело в том, что не всегда удается убедить лизинговые компании в рентабельности этого производства. Кроме того, проблемой для «лесников» являются существующие графики лизинговых платежей. Хоть отрасль может быть не менее доходной, чем нефтяная и газовая, она все же имеет сезонный характер, и значит, прибыль приносит не круглогодично. Предложение Олега Дзидзоева сводилось к тому, чтобы предлагать таким сезонным предприятиям лизинговые программы с отсрочкой платежа.

Убеждать лизингодателей в рентабельности бизнеса он готов своими силами — по каждому из предприятий Красноярского края, работающему в лесной промышленности, он обещает предоставить подробный анализ в случае, если это будет необходимо для получения ими финансовых средств.

 pic_text1

 «Я не говорю о том, что нужно давать деньги первоприходящим предприятиям, но если бизнес работает больше трех лет — это полное отсутствие рисков. Такого предпринимателя лесная отрасль затянула так, что он уже никогда ее не бросит — слишком большие средства он в нее вложил», — говорит председатель союза.

Предложение лесопромышленника оказалось интересным и для партнеров круглого стола КМБ-Банка, и для красноярского филиала ООО «Номос-лизинг».

Директор филиала «КМБ-Лизинг» Наталья Леденева согласилась с тем, что оно действительно значимо для рынка: «К нам поступает очень много обращений с просьбами об отсрочке, причем это касается не только лесопромышленной отрасли, но и, например, строительства». А директор красноярского филиала ООО «Номос-лизинг» Денис Белан заметил, что «каждое лизинговое предприятие работает в рамках своих программ и каждый из нас может специализироваться на каком-то определенном продукте. Местные компании прекрасно знают своих клиентов и могут им предоставить какие-то особые условия, минимальный авансовый платеж, только заходящие на рынок компании могут сделать ставку на бизнес, который начинает развиваться. Любой клиент, если он способен предоставить какое-то документальное обеспечение, может выбрать на рынке то, что ему подойдет».

Лизинговое автобратство

Лизинг автотранспорта в 2007 году стал одним из самых востребованных направлений. Больше всего средств в 2007 году было профинансировано в сделки с грузовым автотранспортом — 21,8% общего объема. На втором месте — дорожно-строительная техника (10,1%), далее — железнодорожный транспорт (8,5%) и прочая строительная техника (8,3%).

 pic_text2

Представители автодилеров также обратили внимание на необходимость взаимодействия лизинговой компании, страховщика и дилера — лизинговая сделка имеет ряд нюансов, которые могут быть учтены только при участии в процессе всех трех сторон. Это касается как вопросов урегулирования страховых случаев, так и гарантийного и постгарантийного обслуживания автотехники.

 «Лизинговые компании заинтересованы в высокой остаточной стоимости имущества, которое передано в лизинг, а это может быть обеспечено только уровнем ее содержания, — говорит директор ООО «СибСканСервис» (Красноярск) Сергей Рапопорт. — К сожалению, многие клиенты в целях экономии вынуждены придумывать какие-то схемы в постгарантийный период, когда сервисная компания уже не занимается этой техникой. Поэтому важно включение в лизинговый договор пункта о плановом обслуживании».

Лизинговые предприятия могут специализироваться на определенных продуктах, и любой клиент сможет выбрать то, что подойдет ему больше всего

Лизинговые компании предлагают заключать договоры с включенным сервисным обслуживанием на лизинговый период. Для клиента это входит в регулярные лизинговые платежи, при этом его задача сводится только к тому, чтобы своевременно ставить машину на сервисную станцию. Преимущество такого подхода и дилеры, и лизингодатели видят в том, что клиент не расстается с большой суммой — стоимость обслуживания равномерно распределена на весь лизинговый период.

Такие совместные проекты лизинговых компаний и поставщиков автотехники пока не реализуются. Но, как уверяют те и другие, это выгодное и перспективное направление, которое важно «правильно продать» друг другу.

«Главное — системный подход, — считает начальник отдела корпоративных продаж филиала ООО «Росгосстрах-Сибирь» по Красноярскому краю Илья Курс. — Мы все — и страховые компании, и лизингодатели, и автодилеры — являемся финансовыми организациями. Так давайте начнем разрабатывать совместные спецпрограммы».

В городские владения

 pic_text3

«Целевая группа малого и среднего бизнеса является безусловным приоритетом для городских властей, — с этого начал свое выступление заместитель начальника управления экономики администрации Красноярска Вячеслав Полищук. — В 2006 году на срок до 2009 года принята городская целевая программа поддержки малого предпринимательства, по которой предприниматели могут получать консультативные услуги, а также им компенсируется процентная ставка по кредитным и лизинговым схемам. Компенсация составляет три четверти ставки рефинансирования Центробанка. Если же привлеченные средства ниже этого показателя — тогда предприниматель получит от государства субсидию в половину фактической процентной ставки».

Финансирование по этой программе увеличивается каждый год: если в 2006 году было предусмотрено финансирование в размере 5 млн рублей, то в 2007-м выделено 9 млн. В 2008-м — 13,5, а на 2009 год запланировано 16,5 млн. Эти субсидии, по мнению Вячеслава Полищука, способны существенно понизить финансовое бремя для малого предпринимательства.

 pic_text4

Несмотря на выделение таких немалых средств и очевидные выгоды для бизнеса, финансовая помощь со стороны муниципального образования востребована предпринимателями не в полном объеме — во многом из-за несогласованности действий органов власти. Зачастую предприниматель не имеет никакой информации о тех программах, которые реализуются на государственном уровне. В этом случае большое значение имеет налаженный диалог представителей администрации и лизингодателей — по крайней мере, договоренности о взаимной популяризации возможностей тех и других в ходе круглого стола были достигнуты.

Круглый стол, организованный журналом «Эксперт-Сибирь» в Красноярске, стал очередной «точкой отсчета» — на этот раз в сегменте лизинговых услуг. Он позволил не только озвучить взаимные пожелания всех заинтересованных сторон — лизинговых и страховых компаний, автодилеров, представителей бизнеса и власти, но и найти точки соприкосновения. Так, например, обозначено намерение сегментировать лизинговый бизнес для различных групп клиентов и формировать комплексные программы, в которых будут учтены такие немаловажные детали, как страховая и техническая поддержка.               

Статья подготовлена по материалам круглого стола «Новые перспективы автолизинга и лизинга оборудования», организованого журналом «Эксперт-Сибирь» при поддержке КМБ-Банка

Фото: Олег Кузьмин