Цирк уехал, а клоуны запоздали

24 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Понятно, что нынешняя риторика властей насчет повышения пошлин на иностранные авто и опасности праворульных автомобилей — это подготовка к строительству заводов АвтоВАЗ-Nissan в Комсомольске-на-Амуре и Sollers в Хабаровском крае. Иначе нельзя: Дальний Восток сегодня — праворульная империя, где даром никому не нужны ни отечественные, ни европейские автомобили.

Сегодня Дальний Восток — это страна в стране, здесь совершенно другие правила игры, а жители не чувствуют родства с остальной территорией. Опасения властей совершенно понятны — не развивая Дальневосточный регион, его можно лишиться.

Поэтому совершенно резонно, что АвтоВАЗ станет собирать на заводе в Комсомольске-на-Амуре не собственные автомобили, а Nissan, а Sollers — корейские внедорожники SsangYong и грузовики Isuzu — продукция российских автозаводов местным жителям неинтересна. Впрочем, есть серьезные опасения, что и машины «местного разлива» не будут иметь спроса по причине бедной комплектации и российского качества сборки.

Заметим, что три года назад власти уже пытались ввести заградительные пошлины на ввоз иномарок старше пяти лет, а заодно и запретить эксплуатацию машин с правым рулем. Бурная реакция населения, которая доходила до акций гражданского неповиновения, заставила чиновников отступить.

Все эти три года шла подготовка общественного мнения к тому, что праворульные автомобили опасны на дорогах, и в новой России им места нет. Не заладилось с альтернативой: неконкурентоспособность изделий отечественного автопрома уже не подвергается сомнению ни одним вменяемым человеком. Отечественные автомобили не выдерживают никакой критики ни по качеству сборки, ни по нормам безопасности. Их дизайн отстает минимум на 15 лет. Зато местные автопроизводители в совершенстве научились искусству плакаться о своих проблемах государству и годами представлять на автосалонах мертворожденные концепты из полого пластика.

Если бы не кризис, то покупать новые автомобили иностранных производителей для жителей регионов было бы альтернативой. Работали бы кредитные программы, а предприятия не срезали бы зарплаты и не увольняли сотрудников. Если бы экономический рост продолжался, действия правительства стали логичным шагом, и при определенной удаче продукция местных СП смогла бы постепенно вытеснить японские праворульные машины. Но не срослось: грянул кризис, и реальные доходы населения резко упали.

В этой ситуации инициативы о введении новых таможенных пошлин абсурдны. У государства сегодня нет возможности занять тех, кто потерял работу вследствие ликвидации «конструкторов». Нет ничего, что можно было бы предложить взамен после запрета дешевых праворульных автомобилей. Рассуждения о том, что «кризис» и «надо поддерживать отечественных производителей», не имеют никакого веса и смысла, пока отечественная автопромышленность не выйдет даже не на приемлемый уровень дизайна (все уже смирились с тем, что новые российские автомобили выглядят как иномарки далеко не первой свежести), а хотя бы на нормальное качество сборки. Но и этого она не добьется, поскольку нужны слишком большие инвестиции и полная смена громоздкого и неэффективного топ-менеджмента, с чем, безусловно, не согласятся нынешние руководители предприятий.

Более того — сегодня совершенно не ясно, смогут ли построить свои заводы АвтоВАЗ и Sollers на Дальнем Востоке: на это им может банально не хватить денег. Оставить в такой ситуации тысячи активных людей без работы и средств к существованию — как подкинуть вязанку хвороста в уже разгорающийся костер социальных противоречий.

Будем откровенными: власть никогда не занималась Дальним Востоком, все ее полезные действия в этом регионе после распада СССР можно пересчитать по пальцам одной руки. В попытках сделать «как лучше для страны», необдуманные распоряжения усложняют и без того непростую жизнь миллионов людей. И вполне вероятно, что в один прекрасный момент им может оказаться с нами не по пути.