Выходят из пике

Экономика и финансы
Москва, 09.02.2009
«Эксперт Сибирь» №4-5 (240)
Алтайские промышленники запускают производство. Но не знают, надолго ли

Промышленные предприятия Алтайского края возвращают сотрудников из вынужденных отпусков. В начале февраля из простоя вышли «Барнаултрансмаш» (входит в концерн «Русские машины»), Алтайский моторный завод (АМЗ, входит в концерн «Тракторные заводы»), Бийский котельный завод. На предприятиях отмечают, что выйти из кризиса помогли возобновившийся госзаказ, а также собственные программы оптимизации. Но не исключают, что в будущем объемы производства могут быть снова скорректированы из-за изменившихся условий работы с партнерами. Сегодня промышленники предпочитают выполнять заказы только по предоплате.

Точкой отсчета в проблемах промышленного комплекса Алтайского края можно считать конец октября 2008 года. Именно тогда несколько крупных предприятий — Барнаульский станкостроительный завод, «Алтайхимпром», Алтайский шинный комбинат и другие — начали вводить режим сокращенной рабочей недели. На официальном сайте Барнаульского аппаратурно-механического завода 23 октября размещена информация, что завод «принял меры по предотвращению последствий финансово-экономи­ческого кризиса России, переведя производство на четырехдневную рабочую неделю до конца октября месяца 2008 года». О полной остановке предприятий официально не сообщалось. Однако было известно, что в октябре останавливались АМЗ, Бийский олеумный завод, Барнаульский станкостроительный завод, завод алюминиевого литья.

Также на предприятиях началась процедура оптимизации персонала. Наиболее болезненно она проходила на АМЗ — здесь в итоге высвободились около 850 человек. Две волны сокращений прошли на Бийском котельном заводе.

Главная причина негативных явлений в промышленном секторе края — финансовый кризис, обернувшийся падением спроса на продукцию алтайских заводов. Так, градообразующее предприятие Новоалтайска «Алтайвагон» (входит в холдинговую компанию «СДС-Маш») в январе 2009 года заявило о снижении объемов производства основной продукции — вагонов. Предприятия холдинга выпустили на 736 вагонов меньше, чем в 2007 году (7 205 и 7 941 штуку соответственно). Сокращали объемы производства и другие промышленные предприятия. «В связи со снижением платежеспособности потребителей и резким падением продаж, спровоцированных мировым финансовым кризисом, произошло затоваривание нереализованной продукцией складов машиностроительных предприятий России», — добавляет официальный представитель АМЗ Максим Терский.

Сыграли роль и проблемы в банковском секторе. «Нас перестали кредитовать, а собственных оборотных средств для развития не хватало», — поясняет помощник управляющего директора по общим вопросам «Барнаултрансмаша» Виктор Чулюков. Плюс ко всему на проблемы предприятий наложилась и сезонность их работы. Так, Виктор Чулюков пояснил, что авансирование оборонного госзаказа, за счет которого фактически живет предприятие, традиционно начинается в феврале. Поэтому январь всегда является непростым месяцем. В режиме сезонности живет и Бийский котельный завод, который и в хорошие времена на полную мощность выходил только в феврале.

Старт работы предприятий отчасти связывается с началом поступления государственных денег и прохождением пика сезонности. Как сообщает пресс-служба краевой администрации, со 2 февраля практически все сотрудники АМЗ выведены на работу. Но здесь, по словам Максима Терского, помогла и собственная антикризисная программа. «Концерн «Тракторные заводы» в срочном порядке принял антикризисную программу, включающую в числе прочего экономию вовлеченных в оборот ресурсов, сокращение непроизводственных затрат и комплекс мероприятий по взаимодействию с банковскими структурами. Своевременно реализованный план позволил возобновить работу завода», — говорит он.

Также со 2 февраля возобновил деятельность в нормальном режиме «Барнаултрансмаш». В полном объеме запущено производство на Бийском котельном заводе. Положительная тенденция отмечена на Барнаульском вагоноремонтном заводе. Здесь с начала февраля после простоя пока на трехдневную неделю вызваны на производство все сотрудники. По данным краевого управления по промышленности и энергетике, с середины февраля намечен и запуск головного предприятия «Алтайвагон».

Выйти из кризиса помогли возобновившийся госзаказ, а также собственные программы оптимизации

Отметим тот факт, что все вышеупомянутые компании вошли в перечень социально значимых предприятий Алтайского края, наиболее остро нуждающихся в государственной поддержке, который был опубликован 3 февраля. Они и ранее попали в федеральные списки компаний, которым государство будет помогать финансово. «Алтайвагон» напрямую вошел в число системообразующих предприятий, которым государство будет оказывать активную поддержку в период кризиса. В этот список через головные структуры вошли 19 алтайских компаний, в том числе «Барнаултрансмаш» и АМЗ. Кроме того, «Алтайвагон» вошел в перечень регионально значимых предприятий края, утвержденный Минрегионразвития. Включенным в этот список планировалось оказать помощь после того, как будет разработан и запущен в действие механизм их взаимодействия с системообразующими предприятиями. Список Минрегионразвития включает 10 алтайских заводов, в том числе Алтайский завод прецизионных изделий (Барнаул, АЗПИ), на котором в конце прошлого года были приостановлены несколько участков. Они выполняли заказы ряда крупных российских структур — это примерно четверть всего производства. Заказчики приостановили расчеты, и руководство АЗПИ не видит необходимости в том, чтобы гнать продукцию «на склад».

Поэтому рассчитывать на бурный рост и возобновление работы в полном объеме на всех заводах, испытавших на себе влияние кризиса, не стоит. Завязанность на федеральных деньгах, продолжающиеся процессы оптимизации (например, на «Барнаултрансмаше» не исключают, что в дальнейшем возникнут «вопросы»: завод планирует работать с заказчиками товаров народного потребления в режиме предоплаты), сложность получения кредитов, нехватка рабочих рук, которая продолжает ощущаться даже в кризис, еще не раз поставят перед промышленниками вопрос: будем ли вставать? Нынешний всплеск, скорее всего, вовсе не свидетельствует об окончании кризиса в алтайской промышленности.

Список промышленных предприятий Алтайского края, нуждающихся в государственной помощи

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№4-5 (240) 9 февраля 2009
Сокращение ГРР
Содержание:
Эра геологических закрытий

Мировой финансово-экономический кризис вносит коррективы в планы развития компаний нефтегазового сектора. Сокращение инвестиций прежде всего коснется геолого-разведочных работ. В будущем это может грозить падением объемов добычи углеводородов и сокращением ресурсной базы

Реклама