Авиапром России прирастает Сибирью

Вадим Пономарев
5 сентября 2011, 00:00
  Сибирь

Корпорация «Иркут» за последнее десятилетие завоевала место одного из лидеров отечественной авиастроительной отрасли. Здесь делают самые востребованные военные самолеты и воплощают в жизнь самый амбициозный проект гражданского авиапрома России — новый среднемагистральный лайнер МС-21

Корпорация «Иркут» — одно из наиболее успешных оборонных предприятий в России. Портфель заказов на ее продукцию превышает 6 млрд долларов, а выручка, несмотря на мировой финансовый кризис, за последние пять лет увеличилась вдвое, достигнув в прошлом году почти 1,7 млрд долларов. Оппоненты предприятия иногда говорят, что «Иркуту» просто «повезло»: выпускаемый им многоцелевой тяжелый истребитель Су-30 и его модификации оказались «в нужное время в нужном месте», прочно заняв нишу машин этого класса в программах перевооружения азиатских и ближневосточных стран. Но при этом как-то забывается, что эти экспортные контракты еще нужно было выполнить в условиях тотального безденежья российской «оборонки» и стремительного развала кооперационных связей, некогда крепко соединявших советский военно-промышленный комплекс. «Иркуту» это удалось.

Более того — топ-менеджеры корпорации во главе с Алексеем Федоровым не «проели» экспортные деньги, а пустили их на коренную модернизацию производственных мощностей и наращивание интеллектуального и инженерного потенциала компании. Только в прошлом году на эти цели, например, было направлено 4,5 млрд рублей, две трети из которых были направлены на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Неудивительно, что именно «Иркуту» была доверена реализация идеи создания нового российского гражданского среднемагистрального самолета МС-21. Для того чтобы первый лайнер этого класса в 2014 году поднялся в воздух, а затем стал новым массовым самолетом в мировом небе, есть все необходимое — поддержка государства и заказчиков, инновационные инженерные идеи, подготовленный коллектив, а главное — желание топ-менеджмента оборонного по сути «Иркута» завоевать лидерство и в гражданском авиастроении.

Ударная мощь

Военные самолеты традиционно составляли основу производственной программы Иркутского авиационного завода (ИАЗа) — истребители МиГ-23, истребители-бомбардировщики МиГ-27, учебно-боевые Су-27УБ. Поэтому неудивительно, что и производство нового российского истребителя-перехватчика Су-30, который для российских ВВС был разработан ОКБ «Сухого» в самом конце 1980-х годов, тоже решили разместить в Иркутске. Но денег у российских военных на его покупку в тот момент не оказалось. Зато у топ-менеджмента ИАЗа по прежним контрактам остались хорошие связи с индийскими военными, которых эта машина очень интересовала. Правда, для того, чтобы индийцы купили самолет, пришлось создать на базе перехватчика Су-30 многофункциональный истребитель Су-30МКИ. Он стал первым в мире серийным боевым самолетом, обладающим сверхманевренностью и первым экспортным истребителем с локатором нового поколения. Менеджменту предприятия пришлось пойти на хорошо просчитанный   риск, внедрить самые передовые отечественные разработки, первыми в России привлечь к работе над некоторыми системами самолета западные фирмы и, наконец, найти источники финансирования. Риск оказался оправданным. Индия стала первым покупателем новых «сушек», которые ИАЗ серийно начал изготавливать в 2002 году. Вслед за ней контракты подписали Малайзия и Алжир.

Сейчас у «Иркута» законтрактованы около 300 истребителей семейства Су-30МКИ, 170 из которых поставлены заказчику. Кроме того, российские и индийские специалисты согласовывают технический облик модернизированного самолета «Супер-30», оснащенного бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой. А также ведут работы по интеграции в состав вооружения Су-30МКИ сверхзвуковой противокорабельной российско-индийской ракеты «БраМос».

Успех на индийском направлении позволил перейти от выживания к развитию бизнеса. Закономерно, что в 2002 году Иркутское авиационное производственное объединение стало корпорацией «Иркут».

Тогда же топ-менеджмент ИАЗа сделал еще один принципиальный шаг — интегрировал в свой состав ОКБ им. Яковлева. Во-первых, тем самым иркутяне смогли объединить производственный потенциал серийного завода с научно-инженерным потенциалом одного из основных разработчиков отечественных самолетов. Во-вторых, «Иркут» смог предложить заказчикам новый военный самолет — Як-130, который ОКБ им. Яковлева разработало для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России («яковлевцы» всегда славились учебно-тренировочными и спортивными машинами). Госиспытания Як-130 были завершены в конце 2009 года. С февраля прошлого года эти самолеты поступают на вооружение ВВС России в качестве базовых машин для обучения пилотов боевых самолетов поколения «4+» и «5». Емкость мирового рынка этих машин до 2015 года в «Иркуте» оценивают в 250 единиц. Независимые эксперты называют потребность мирового рынка в Як-130 на порядок больше — до 2 тыс. машин.

Второе крыло

В настоящее время корпорация сосредоточила усилия на разработке и производстве главной гражданской надежды российского авиапрома — семействе среднемагистральных самолетов МС-21. Эти машины должны прийти на смену Ту-154 и Ту-204, которые уже не удовлетворяют современным требованиям гражданской авиации. Но самое главное — они должны потеснить в небе Airbus A320 и Boeing 737, которые сейчас закрывают до 40% потребностей российских авиаперевозчиков в среднемагистральных рейсах. И не только российских.

Серийное производство МС-21 должно начаться в 2016 году, но уже сейчас у «Иркута» подписаны контракты и соглашения на поставку более 150–200 самолетов. «Рынок несколько устал от дуополии Boeing и Airbus и ждет появления третьего, а, может, и четвертого игрока», — обосновывает интерес мирового авиационного сообщества к новому российскому гражданскому самолету президент «Иркута» Алексей Федоров.

Важнейший контракт на МС-21 «Иркут» заключил на авиасалоне МАКС-2011 в присутствии премьер-министра России Владимира Путина. В соответствии с документом, 250 лайнеров закупит «Авиакапитал-Сервис» — лизинговая «дочка» госкорпорации «Ростехнологии». Самолеты будут эксплуатироваться компаниями группы «Аэрофлот». Контракт предусматривает опцион на 35 машин. При этом только «твердая» часть контракта оценивается в 3,8 млрд долларов (в каталожных ценах). Второй подписанный на МАКСе контракт предусматривает поставку лизинговой компании «Ильшин Финанс Ко.» 28 МС-21 с опционом еще на 22 самолета.

МС-21, по расчетам топ-менеджеров корпорации, будет способен занять до 10% мирового рынка самолетов в классе 150–210 мест. По своим характеристикам он превосходит не только существующих зарубежных конкурентов, но и их перспективные разработки, такие как Airbus 320NEO. У него на 6,6% лучше весовое совершенство, на 7% лучше аэродинамическое качество, на 24% меньше расход топлива, на 2,5% выше скорость, он на 15% сокращает операционные затраты авиакомпаний и на 20% — время обслуживания лайнеров в аэропорту. Самолет будет комфортен для пассажиров и удобен для пилотов. В кабине управления, например, нет ни одного механического прибора — она полностью компьютеризирована. Еще одно новшество для пилотов — управление креном и тангажом — будет осуществляться активной боковой ручкой. То есть пилот, управляя машиной, будет ощущать себя в реальной аэродинамической среде, что, безусловно, благоприятно скажется на качестве пилотирования. А шасси, которое будет изготавливаться на нижегородском «Гидромаше», позволит пилотам безопасно приземляться на любые аэродромы (кроме грунтовых).

Ежегодно на «Иркуте» намерены производить свыше 80 подобных лайнеров, что позволит устойчиво развиваться самой корпорации и позитивно скажется на экономике всей Иркутской области. А те инженерно-технические решения, которые «Иркут» закладывает в новый гражданский самолет, будут служить стимулом для роста качественной базы всего российского авиапрома.

Драйвер модернизации отрасли

Понятная и продуманная стратегия развития иркутской авиастроительной корпорации притягивает к ней и заказчиков, и инвесторов. Главный из них — государство, которое вкладывает в проект по созданию МС-21 около 3 млрд долларов. Еще по 1 млрд долларов в техническое пере­вооружение иркутского завода вкладывают сам «Иркут» и госкорпорация «Внеш­экономбанк». Главная производственная площадка корпорации — ИАЗ — уже сейчас полностью перешел на работу в цифровых технологиях: на всех производствах созданы интегрированные распределенные информационные системы, позволяющие сопровождать детали с полным набором конструкторско-технологи­чес­кой документации (вплоть до протоколирования индивидуальных особенностей изделия). В этом, кстати, «Иркуту» хорошо помог опыт работы с Airbus по выпуску в Иркутске комплектующих для европейских авиалайнеров и подготовке конвертации пассажирских «аэробусов» в грузовые. В процессе этой работы на ИАЗе был не только существенно обновлен парк оборудования, в технологический цикл завода было внедрено 2,2 тыс. европейских стандартов авиастроения и 150 стандартов собственной иркутской разработки.

С проектом МС-21 на авиазаводе начинается новый этап модернизации. Ведь организация только автоматизированной линии сборки нового гражданского самолета потребует ввода в действие еще около 300 единиц современного оборудования. Причем это касается не только Иркутска, но и производственных площадок других российских предприятий, которые будут производить комплектующие для МС-21. Под этот проект, например, сейчас ускоренно модернизируются ульяновский «Авиастар-СП» и Воронежское самолетостроительное объединение. А Пермский двигателестроительный комплекс разработал новое семейство двигателей ПД-14, которые должны составить достойную конкуренцию PW1400G американской   компании Pratt&Whitney (в свое время выиграла конкурс «Иркута» на комплектацию МС-21 маршевыми двигателями).

Параллельно этому «Иркут» еще несколько лет назад начал систематически решать одну из самых «больных» проблем российского машиностроения — подготовки квалифицированных кадров. Ежегодно на обучение и переподготовку специалистов ИАЗ тратит более 30 млн рублей. Техников и рабочих готовят, как правило, на базе самого завода, инженерные кадры, в том числе и по программам целевого обучения (более 100 студентов в год), поставляет иркутский «политех» (ИрГТУ). Вместе с ИрГТУ ведутся и научно-исследовательские работы. На НИОКР по линии МС-21 институт в ближайшие годы получит около 500 млн рублей. И такая совместная работа дает результат — персонал «Иркута» считается наиболее высококвалифицированным и перспективным в отрасли. За последнее десятилетие его трудовой коллектив естественным образом «помолодел» с 45 до 39,5 года.

Впереди еще более захватывающие перспективы. «Успех программы МС-21 в несколько раз увеличит объемы производства на Иркутском авиационном заводе уже в текущем десятилетии. Это жизненно важно для города и области. Появятся новые рабочие места и заказы для предприятий региона, вырастет спрос на высокообразованную молодежь, увеличатся инвестиции в жилищное строительство, образование, медицину и культуру», — считает Алексей Федоров. Только в прошлом году в рамках развития кооперации по проекту МС-21 объем сотрудничества «Иркута» с партнерами по Иркутской области составил более 2,2 млрд рублей. По мере развития этого проекта и мощи самой корпорации «Иркут» будет становиться еще более устойчивым инновационным и инвестиционным центром Восточной Сибири.