Уравнение с тремя неизвестными

Повестка дня
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Сибирь» №13 (326)

Фото: Дмитрий Дмитриев

В Иркутской области создано НП «Корпорация развития При­байкалья». В отличие от других подобных структур, учредителями данного партнерства стали местные предприниматели — люди, имеющие богатый опыт в бизнесе и заинтересованные в развитии собственного региона. Одним из первых начинаний корпорации может стать проект в сельском хозяйстве. Его условное название — «АгроБайкал».

Компания с аналогичным названием в декабре 2011 года выиграла в конкурсе на право аренды участка земли сельско­хозяйственного назначения площадью 4,5 тыс. гектаров в Иркутском районе региона, неподалеку от сельского поселения Мамоны. Стартапы в сельском хозяйстве сегодня могут рассчитывать на поддержку от регионального Минсельхоза — до 50% затрат на приобретение оборудования, техники или животных (в прошлом году из средств областного бюджета в сельское хозяйство было направленно чуть более миллиарда рублей, из них 549 миллионов — на поддержку инвестиционных проектов). Оценив ситуацию на рынке продовольствия, компания пришла к выводу, что может быть потенциально конкурентоспособна сразу в нескольких сегментах: растениеводство на открытом грунте, выращивание овощей в теплицах и молочное животноводство. Чтобы выбрать самый эффективный сегмент, «Корпорация развития Прибайкалья» провела для «Агро­Байкала» выездную сессию стратегического планирования с участием привлеченных экспертов. В итоге эксперты предложили «АгроБайкалу» сценарий развития с упором на производство овощей. Значительная часть их сегодня попадает на рынок из самовольно построенных теплиц, где трудятся китайцы, неизвестно как и когда попавшие в Восточную Сибирь. Такие «колхозы» не имеют ни разрешения на выращивание овощей, ни сертификатов на продажу. Часть овощей без документов ввозится контрабандой из северных провинций КНР. В то же время овощи, приехавшие из Европы или произведенные «официальными» тепличными хозяйствами, стоят в полтора-два раза дороже. По оценкам экспертов, львиная доля покупателей давно «устала» от невкусных помидоров и огурцов, напичканных удобрениями на нелегальных плантациях. Потенциально потребители готовы поддержать производителя, который выведет на рынок овощи собственного производства и гарантированного качества, пусть и по несколько более высокой цене.

Очевидно, что вход на рынок не будет легким. Значительные инвестиции по­требуется вложить в организацию современного хранения и переработки. «Заработать может только крупный холдинг, который имеет интегрированную цепочку, который собирает по всей цепочке рентабельность, — говорит член правления НП «Корпорация развития При­байкалья» Алексей Козьмин. — Нужно не только производ­ство, но и переработка, и хранение: собрали, помыли, просушили, сохранили до сезона выгодных цен, упаковали и продали в свою розницу». Новой компании будет также тяжело войти в уже существующие каналы розничной торговли. Рынки, контролируемые перекупщиками, будут диктовать низкие закупочные цены. Чтобы сохранить рентабельность, необходима или своя сеть, или фирменный оптово-розничный центр, где продукция будет доступна как рядовым покупателям, так и оптовикам, например представителям предприятий общест­венного питания.

«Попытку проверить гармонию алгеброй считаю абсолютно правильной, — говорит председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. — Сейчас бизнес начал обращать внимание на сельское хозяйство, но предыдущие попытки городских, «асфальтовых» бизнесменов зайти в сельское хозяйство в Иркутской области были очень неудачными». По мнению Фалейчика, планируя свою деятельность, бизнесмены стараются хеджировать риски, которые в сельском хозяйстве настолько непредсказуемы, что увидеть их «асфальтовые» бизнесмены не в состоянии. «В результате сельское предпринимательство у нас мало просвещенное, недостаточно информированное, у нас все построено на чутье, интуиции и опыте, — говорит депутат. — Иногда это дает неплохой эффект, но бизнес, основанный на таких принципах, обречен оставаться в рамках того самого «малого и среднего». На одной народной смекалке вырасти не получается. Состоялась попытка совместить знания людей, профессионально занимающихся сельским хозяйством и понимающих всю глубину рисков и интеллект «асфальтовых» предпринимателей, которые стремятся внедрить современные технологии. Я желаю инициаторам выстроить современный, эффективный и просчитанный проект».      

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№13 (326) 2 апреля 2012
Региональные СМИ
Содержание:
В предвкушении реального рынка

Региональные СМИ ждут масштабные перемены. Из-за сокращения государственной поддержки, а также прихода на рынок международных игроков выживут те, кто сделает работу максимально эффективной и найдет свою аудиторию

Реклама