От сумы и тюрьмы

Военный пенсионер из Рубцовска Владимир Мурашов не стал идти по стопам многих своих коллег: трудоустройству охранником он предпочел создание собственного бизнеса — интернет-магазина. Свободную нишу долго не искал: торговля продуктами и товарами первой необходимости всегда найдет своих клиентов. А вот с выбором целевой аудитории Мурашов постарался: потребители его товаров — местные заключенные и их родственники.

Впрочем, это не случайно. В Рубцовске при населении в 150 тыс. человек — четыре колонии и один следственный изолятор. Нередко на свидания к заключенным приезжают и из других городов Алтайского края и России. В общем, клиентская база для бизнеса есть. «Первые магазины по доставке товаров первой необходимости для осужденных появились в Москве. Я в Рубцовске свой открыл в 2011 году, так что идея не новая, — рассказывает предприниматель. — Если в день будет хотя бы по одному заказу в каждое учреждение — это уже 50 тысяч руб­лей выручки. Неплохо».

Тяжелая экономия

Интернет-магазин Мурашов назвал «Пере#дачка», именно так, с иронической решеткой. Набор товаров нехит­рый — колбаса, консервы, печенье, чай, кофе, сигареты, белье и прочее. В общем, несколько урезанный ассортимент любого гастронома, только с доставкой. Она обойдется в 500 руб­лей — от склада до тюрьмы, через досмотр и передачу непосредственно заключенному.

А вот с какими затратами и рисками, по словам Мурашова, сталкиваются родственники осужденного, приезжающие к нему на свидание: «Маршрутка до рынка или магазина, такси до вокзала, автобус до Рубцовска, автобус до исправительного учреждения. Плюс, если за день не успел попасть на свидание, то нужно оставаться на ночлег. Выходит больше двух тысяч руб­лей дополнительных затрат. К тому же, надо дождаться очереди, столько нервов потратить. Можно, конечно, отправить посылку, но они идут от недели и дольше. Может и месяц на почте пролежать. У нас же — в нашем магазине — высокая скорость доставки, нет необходимости тратить много дополнительных денег, стоять в очередях. Видел неоднократно, как близкие родственники — мама или жена — носят свои передачи родственникам в исправительные учреждения. Заключенный имеет право на передачку в 20 килограммов — вот и представьте, каково ей».

Никаких поблажек

Торговля в Интернете хоть и считается бизнесом малозатратным и простым, но для Владимира Мурашова таковой не стала. И дело не только в специфике клиентуры и особенных местах ее пребывания. Упорству и усидчивости рубцовского предпринимателя может и должен позавидовать любой начинающий бизнесмен. «Для создания интернет-магазина мне пришлось изучить программирование. Что собой представляет Joomla, что такое домен, хостинг. Это было одной из сложностей. Понятно, нужно было зарегистрировать ИП, открыть расчетный счет, заключить договор с оптовыми базами. Договариваться пришлось и с руководителями исправительных учреждений. Они сказали, что идея хорошая. Но все досмотры мы проходим на общих основаниях, никаких поблажек нам не дают», — рассказывает Мурашов.

Для продвижения такого специфического бизнеса, как интернет-магазин товаров для осужденных, Мурашов раскладывал листовки в комнатах свиданий, общался с родственниками осужденных, размещал рекламу в газеты. На телевидение, как он говорит, денег не было.

Сейчас подобные магазины есть уже во многих регионах. Более того — где-то интернет-торговлей занимаются сами управления ФСИН. В богатом на колонии Рубцовске до этого пока дошел почему-то только Мурашов. «У меня работают всего три человека. Будет больше заказов — буду нанимать больше людей, потому что справляться уже станет сложнее. Пока заказов не столько, сколько хотелось бы, — сетует предприниматель. — Во-первых, до сих пор интернет-магазинам не вполне доверяют. Во-вторых, нужно еще вкладываться в рекламу, а она стоит больших денег».

Калькулятор

Сумму стартовых вложений Владимир Мурашов оценивает в 40 тысяч руб­лей: на эти деньги он открыл счет, зарегистрировал фирму, купил необходимый софт для сайта. Окупился проект через год. В штате — три человека, заработная плата — минимальная, плюс премия. В среднем в магазин поступает от трех до пяти заказов в неделю. Минимальная сумма заказа — 2,5 тыс. руб­лей, средняя — четыре–пять тысяч руб­лей. Самый дорогой заказ за все время работы — 15 тыс. руб­лей. Всплеск заказов — как и во всех магазинах — перед праздниками. Наценка на товары, как говорит сам предприниматель, невелика: «Я закупаю продукты по оптовой цене и прибавляю 17 процентов. 15 из них — это различные налоги, два процента я оставляю себе. Выгодно ли мне? Конечно, да. Выгодно ли родственникам осужденных — соответственно, тоже. А вот самим заключенным покупать у меня невыгодно: я отказываюсь передавать запрещенные товары. Например, одна дама просила передать чай с грибами — естественно, я не стал».

Дальнейшие же планы Владимира Мурашова без инвестиций вряд ли выполнимы. Бизнесмен рассматривает возможность поставить в исправительные учреждения компьютеры, чтобы заказы могли делать уже сами осужденные. Говорит, есть даже планы по установке телефонии в тюрьмы: для связи заключенных с родственниками. Впрочем, ФСИН в ближайшие годы думает над установкой в тюрьмах Skype-автоматов — в таком случае подобный частный бизнес станет бесперспективным.          

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №14 (413) 31 марта 2014
    "Зеленая" экономика
    Содержание:
    Продавец воздуха

    Макроэкономику страны на «зеленые» рельсы перевести почти невозможно, однако каждый на своем месте вполне может быть энергоэффективным, уверен экономист-эколог из Высшей школы экономики Георгий Сафонов

    Реклама