Лыжня искусства

Вера Котелевская
18 февраля 2008, 00:00
  Юг

Месяц февраль в городе Сочи оказался щедрым на культурные дары. Размах и содержание их явно зависят от предолимпийского «забега». Открыла череду ритуальных приношений богам искусства выставка в стенах академичного Художественного музея. Слоган её был прекрасен в своей южной искренности: «Президент выбрал Сочи — Сочи выбирает президента». Алаверды, так сказать. Экспозиция представляла собой галерею фотографий с известным персонажем. Из рамок на нас смотрит сам Владимир Владимирович, застигнутый в официальных или, напротив, в весьма (чтобы не сказать «слишком») человечных ипостасях, каковые доступны всякому курортнику. Фотокоры выложили плоды своей работы на общественное лицезрение и обсуждение. А благословили выставку, как нынче заведено, представители управления культуры, партии «Единая Россия» и издательского дома «Наш дом — Сочи».

Лыжня искусства, проложенная президентом, обещает качественно изменить местное медиапространство. Высокогорный воздух пьянит и зовёт к небывалому, каковым уже полнится культурная жизнь Сочи. Недавно здесь, например, учреждён Международный фестиваль мастеров искусства и спорта. То ли это спортивные состязания деятелей искусства, то ли произведения искусства, вдохновленные спортом, — определить непросто. Поскольку в его программе — вполне традиционные симфоническая музыка, казачьи пляски и балет.

Изменения начались уже с момента судьбоносного ожидания. 2006 год обязывал всероссийский город-курорт к существенным метаморфозам. Если географическое положение и позволяло приравнять его к будущим российским Каннам — или как минимум Афинам, — то «сезонный» менталитет самих сочинцев, уровень сервиса и инфраструктуры превращали эти надежды в безосновательные. К тому же, если говорить о традиционно курортной специфике здешних арт-мероприятий, то вряд ли чаемых международных туристов можно купить «вокалом» Кристины Орбакайте или «юмором» Петросяна. Куда перспективнее даже многочисленные кубанские коллективы, работающие в фольклорном направлении. В сущности, перед администрацией города встала проблема ребрендинга Сочи — из эпицентра гостиничных романов в культурный центр не региона, но страны. При этом понятно, что акцент должен быть перенесён на фестивальный формат — Сочи должен стать площадкой для всего, что есть лучшего в культуре страны.

Именно так прокомментировали в сочинском управлении культуры ряд очень амбициозных мероприятий 2006–2007 годов и планирующихся в 2008-м. По словам Ирины Смирновой, руководителя отдела по связям с общественностью, если раньше Сочи связывал свой имидж лишь с эстрадными концертами и ночной клубной жизнью, то сейчас ставка сделана на серьёзную классическую музыку, театр и кинофестивали. В Сочи сейчас разрабатывают план реконструкции культурной инфраструктуры города к 2014 году. Беда в том, что при разработке программы зимних Олимпийских игр в Сочи о культурной инфраструктуре просто забыли.

Подтверждением происходящих изменений стало внимание лучших российских коллективов к гастролям в Сочи и участию в фестивалях. Среди знаковых имен — Денис Мацуев, Павел Коган, Юрий Башмет, который уже второй раз посещает Сочи со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы». 14 февраля он открывает здесь Первый международный зимний музыкальный фестиваль. И пусть это всего пять концертов, но в них примут участие признанные российские и европейские музыканты.

Впечатляет и программа концертов и спектаклей, связанная с юбилеями Сочинской филармонии и Зелёного театра: в списке представлены, например, Театр им. Моссовета, Театр Романа Виктюка, балетная труппа под управлением Юрия Григоровича (Краснодар), Таганрогский драмтеатр им. Чехова. Если учесть, что Сочи располагает уникальным Залом органной и камерной музыки, можно ожидать, что пустовать он тоже не будет. В южном регионе другой подобной площадки нет.

Даже музеи в городе русской Олимпиады ожили: сюда за последнее время привозили свои экспозиции фотохудожница Екатерина Рождественская и легендарный Зураб Церетели. Ряд региональных арт-галерей открывают в Сочи свои филиалы, предвкушая многообещающий приток состоятельной публики, как предполагается, неравнодушной к прекрасному.

Несомненно, инвестиционное оживление в городе может вынести на поверхность и ряд посредственных, но броских культурных проектов. И, что уж скрывать, из постсоветского курорта непросто даже за десяток лет вылепить культурно-развлекательный центр международного значения. Чтобы стать столицей элитарного кинематографа и околокиношной светской жизни, Каннам потребовалось на протяжении полувека принимать у себя представителей русских и европейских аристократических семейств и респектабельных буржуа, взыскующих красоты. Культурный ландшафт создаётся медленно, гораздо медленнее, чем экономический.

И всё же в олимпийском ажиотаже вокруг Сочи есть зерно здравого смысла. Как иначе сдвинуть с точки покоя город, который живёт легендарным курортным прошлым, как не запуском глобального проекта? В Сочи есть солнце, море, горы и снег, и почему бы именно такому «райскому» месту не стать южной фестивальной столицей? Масштабные инвестиции в экономику, связанные с олимпийской реконструкцией, превратили этот городок с подзапылившимися пальмами в большую лабораторию, в которой сегодня апробируется способность российского бизнеса и российской культуры отвечать вызовам времени. Побывав в нынешнем Сочи, проникаешься странным ощущением, что здесь живут в истории будущего.

Однако в этом грандиозном забеге следует сохранить понимание уникальности путей культуры: они слишком часто не совпадают с генпланами панельных застроек, магистральными железнодорожными ветками и даже с кассовыми сборами. Искусство любит питаться от периферии, открывая заповедное и инстинктивно чураясь сиюминутного. Строительство здесь — иной природы, нежели в крупнопанельном домостроении. Культура должна органически сложиться. Сейчас же в Сочи набирает темпы эдакий культурный аврал. И в условиях чрезмерного энтузиазма наибольшую фору имеют поделки, относящиеся к сфере фаст-культуры.