Деликатное поглощение

Русский бизнес
Москва, 25.05.2009
«Эксперт Юг» №19-20 (58)
Краснодарское представительство Umbro с выручкой менее миллиона долларов вошло в состав ГК «Высшая лига» с выручкой около 100 миллионов. Стороны, тем не менее, предпочитают говорить о «слиянии»

Вошедшая в состав «Высшей лиги» относительно небольшая кубанская компания в течение последних десяти лет представляла в Краснодарском крае интересы столичной «АВМ-Спорт» — официального сублицензиата британского бренда Umbro в России и странах СНГ. Условия сделки сторонами не раскрываются. В официальном релизе «Высшей лиги» указано, что сделка «была осуществлена на основании личной договорённости гендиректора ГК “Высшая лига” Алексея Пшеничного и директора представительства Umbro Василия Блея».

На момент слияния представительство Umbro арендовало всего около 200 квадратных метров торговых и складских площадей. Тем не менее, в «Высшей лиге» называют слияние с региональным дистрибьютором Umbro крупнейшей за последние несколько лет сделкой на южнороссийском рынке спортивного ритейла. Как пояснил «Эксперту ЮГ» Алексей Пшеничный, благодаря вхождению представительства Umbro в состав «Высшей лиги» эта группа компаний получила более 200 корпоративных клиентов. В основном это любительские и профессиональные футбольные клубы, закупавшие экипировку британского производителя. В частности, в клиентской базе представительства Umbro значатся футбольные клубы «Кубань», «Краснодар», «Абинск» и, кроме того, владикавказский «Автодор» и майкопская «Дружба».

Группа компаний «Высшая лига», основанная в 1996 году, управляет 63 магазинами в 20 регионах России, подавляющее число и сосредоточено на Юге. Выручка ГК в 2008 году составила около 100 млн долларов. Свою долю на рынке спортивного ритейла ЮФО компания оценивает в 35%. По словам г-на Пшеничного, расширив клиентскую базу, группа «Высшая лига» планирует увеличить в нынешнем году объём корпоративных продаж приблизительно до 3 млн долларов. Для сравнения: в 2008 году выручка корпоративного отдела группы составила около 300 тысяч долларов. При этом в результате сделки доля продаж корпоративным клиентам в общем объёме продаж группы должна вырасти с нынешних 3 до 5%. «Бренд — значимая часть бизнеса, который вело представительство Umbro. Однако главным приобретением для нас являются опытные специалисты, давно работающие с футбольными клубами», — отмечает гендиректор «Высшей лиги». Последнее замечание весьма симптоматично — главным активом краснодарского Umbro названы кадры. Учитывая невысокий финансовый эффект от сделки, само желание спортивной сети говорить о произошедшем как о слиянии можно объяснить, прежде всего, уважением к коллегам по рынку. Конечно, ни о какой равноценности сторон сделки речи не идёт. Более того, опт переживает сегодня, пожалуй, наиболее сильное влияние кризиса — ведь традиционно маржа в этом бизнесе самая низкая. Так что слияние для краснодарского представительства Umbro могло иметь спасительный смысл.

«Объединение моего многолетнего опыта по экипировке футбольных команд с эффективной системой продаж “Высшей лиги” должно привести к интересным результатам. Я оцениваю это как слияние практики и теории, — говорит Василий Блей. — Я полностью поддерживаю миссию “Высшей лиги”, которая с настоящего времени является и моей миссией».

Примечательно, что в краснодарской группе компаний отмечают увеличение предложений о поглощениях и слияниях на рынке спортивной розницы — как в федеральном, так и в региональном масштабе. «В большинстве случаев более эффективным для крупных игроков является не поглощение или слияние, а открытие собственных представительств и магазинов, — рассказывает Алексей Пшеничный. — Хотя бы потому, что мелкие сети и отдельно стоящие магазины, как правило, арендуют торговые помещения на короткие сроки и на плохих условиях. В случае с представительством Umbro более выгодным для нас оказалось слияние».

Как отмечают аналитики, слияние продавцов спортивной экипировки на региональном уровне — в сегодняшней ситуации скорее исключение, чем правило. «И крупные, и мелкие сети испытывают трудности, — говорит Вадим Ким, директор по проектам маркетингового агентства Qualitage. — Но это трудности разного рода. По мелким компаниям, которые не могут диктовать условия поставщикам, бьёт изменение курса доллара, поскольку большая часть спортивной одежды производится в странах Юго-Восточной Азии. В то же время у них нет огромной долговой нагрузки, как у крупных сетей. Поэтому поглощаться, скорее всего, будут только те мелкие компании, которые представляют целевой интерес — например, интересны клиентской базой. Так это и случилось в Краснодаре».

Примечательно, что приобретение представительства Umbro произошло на фоне частичной коррекции «Высшей лигой» планов расширения сети и её выхода в соседние с ЮФО регионы. К концу 2010 года, по словам Алексея Пшеничного, группа планировала увеличить число магазинов до 100 и достичь оборота в 150 млн долларов. Сейчас планы более скромные — 3–5 магазинов в течение 2009 года вместо запланированных 20. Группа, в частности, отказалась от планов открытия новых площадей в Воронеже — в этом городе будут сохранены 5 уже существующих магазинов. При этом в Ростове «обсуждаются три новые площадки». Не исключено, что ещё один магазин группа откроет и в Волгограде.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №19-20 (58) 25 мая 2009
    Банки
    Содержание:
    Воронка отбора

    Южнороссийские банки третьего эшелона не только продемонстрировали лучшие финансовые показатели за 2008 год, но и увеличили совокупную долю рынка. В то же время в группах крупнейших банков и их последователей выявились новые лидеры по результатам размещения и привлечения средств

    Реклама