Сегодня проигравшие «оппозиционные» партии рьяно оспаривают итоги голосования, заявляя о фальсификациях и нарушениях. Избиркомы твердят, что «всё прошло в соответствии с законом». В некоторых муниципалитетах уже думают о назначении новой даты выборов — нынешние признаны несостоявшимися. Так произошло, например, в Краснодарском крае, где вакантными остались в общей сложности 44 депутатских мандата и 11 постов местных руководителей.
Примечательно, что обвинения партии власти в «тотальном контроле» над выборным процессом и «беспрецедентных нарушениях» звучат на фоне её довольно громких провалов в целом ряде районов и муниципальных округов ЮФО. В Дагестане, например, действующие главы администраций, «единороссы», потерпели поражение сразу в двух районах. В Северной Осетии депутатом Собрания представителей Беслана стал кандидат-самовыдвиженец, сумевший обойти конкурента от «Единой России». На выборах в Карачаевске (Карачаево-Черкесия) исполнявший обязанности главы города Умар Узденов, поддержанный «Единой Россией» и руководством республики, проиграл самовыдвиженцу Солтану Семёнову.
Противоречивые итоги выборов сегодня анализируют как победители, так и проигравшие. Отдельные уроки им предстоит извлечь из нескольких особенно ярких эпизодов.
Астрахань: выигрывать можно было чисто
Палаточный городок в центре Астрахани, ежедневные митинги и шествия протеста, даже бдения со свечами на территории древнего кремля — вот неполный перечень «приобретений», которыми город, недавно отметивший своё 450-летие, обязан выборам 11 октября. Сторонники депутата Госдумы РФ, «эсера» Олега Шеина, ставшего главным оппонентом действующему мэру города Сергею Боженову и набравшего, по данным избиркома, 27% голосов избирателей, не намерены ни соглашаться с результатами прошедшего голосования, ни идти на компромисс с «победившими» — мэром Боженовым (65% голосов) и его командой. Начиная с 12 октября, сторонники Олега Шеина каждый день собираются в центре города, возле офиса регионального отделения «Справедливой России», надеясь подобными акциями привлечь внимание высших сил, вроде президента РФ Дмитрия Медведева.
Астраханскую кампанию называют одной из наиболее «грязных» в обойме нынешних муниципальных выборов. «Административный ресурс использовался мощно и даже избыточно. Ни Шеин, ни другие “оппозиционные” кандидаты не имели доступа к телевидению — всё время на всех каналах было выкуплено под кампанию Боженова», — признал в разговоре с «Экспертом ЮГ» руководитель одной из местных телекомпаний. «Три месяца, пока шла предвыборная кампания, сторонников Олега Шеина “травили” — запугивали, избивали, — рассказал помощник депутата Шеина, лидер астраханской молодёжной организации “Точка отсчёта” Александр Алымов. — Только на наших ребят, работавших на распространении агитационного материала, за три месяца было совершено 63 нападения. И ни по одному из них до сих пор не возбуждено ни одного уголовного дела. Мы пишем заявления, передаём в правоохранительные органы доказательства, видеоматериалы, показания свидетелей — а в ответ тишина». По словам г-на Алымова, в день голосования беспредел достиг своего пика: «Нарушения были на каждом участке! Наблюдателей обливали кефиром, среди дня делали вбросы бюллетеней, возле участков дежурили “боевые отряды” Боженова. Прошедшие выборы ни в коей мере не отражают электоральных предпочтений астраханцев. Сейчас люди возмущены, и социальная напряжённость растёт с каждым днем».
За неделю к «Точке отсчёта» и «Справедливой России» присоединились несколько общественных организаций Астрахани, местное отделение ЛДПР. На отдельный — стихийный — митинг против победившей «официальной власти» вышли работники одного из астраханских рынков. Так публичный протест проигравших выборы стал своеобразной площадкой и трибуной для всех астраханских «недовольных»…
Большинство собеседников «Эксперта ЮГ» сходятся во мнении, что, при всей своей популярности, Олег Шеин, «профессиональный политик», победить на выборах мэра объективно не мог. «Я могу понять, что справедливороссы переживают за уважаемого Олега Шеина, но не отмечена его политическая биография никакими хозяйственными делами! И, конечно, хозяйственнику Боженову он никакой не конкурент, люди прекрасно это понимают», — считает заместитель мэра Волгограда, единоросс Андрей Русов. С ним согласен и астраханский политолог Александр Васильев: «Обстановка в городе изменилась — если раньше мы завидовали соседнему Волгограду, который всегда выглядел лучше Астрахани, то сейчас — наоборот. За последние полтора года в городе появилась масса новых объектов, которые действительно нужны людям. В том числе набережная, которой здесь не было никогда — все 450 лет город не имел рекреационной зоны на берегу Волги! Да, средства на это были выделены из федерального бюджета. Да, “выбивал” их, в основном, губернатор. Но население в массе своей не понимает, чьих заслуг там больше, оно просто видит, что результат достигнут “при Боженове”. В таких ситуациях люди редко склонны что-то радикально менять».
Впрочем, наибольшее возмущение протестующих астраханцев вызывает сегодня не столько итог выборов, сколько слишком демонстративное использование пресловутого ресурса. «Мы говорим не об административных нарушениях, которые есть почти у всех и в любой компании, а о нарушениях процессуальных, которые могут служить основаниями для подачи заявления в суд о признании итогов выборов недействительными, — говорит Анатолий Бодров, юрист предвыборного штаба Олега Шеина. — У нас запротоколированы факты вброса бюллетеней, есть целый ряд фактов, когда члены комиссии с правом решающего голоса от “Справедливой России” не были допущены к подсчёту голосов». В итоге, по словам главы фракции «Справедливой России» в Госдуме РФ Николая Левичева, в общей сложности по выборам в Астрахани «эсеры» подготовили более ста исков.
«Именно административные “загибы” вызвали такую бурную реакцию оппозиции в Астрахани, а вся ситуация поставила под сомнение перспективы демократических институтов в России», — считает Александр Васильев. Показательно, что у заведомо более сильного кандидата не хватило самообладания для того, чтобы побеждать чисто.
Волжский: очаг «справедливости»
В городе Волжском Волгоградской области ситуация обратная астраханской. Здесь судиться с победителями намерен как раз кандидат от партии власти Игорь Воронин, руководивший городом с 2000 года до 11 октября 2009-го. На выборах его обошла Марина Афанасьева, выдвинутая «Справедливой Россией» — она получила 36,9% голосов, Воронин — 36,4%. Перевес сохранился даже после отмены результатов выборов на одном из участков (по иску «Единой России») — разница, составлявшая 240 голосов, сократилась до 106, однако всё равно обеспечила победу г-же Афанасьевой.
Зато Игоря Воронина избрали в гордуму, где «Единой России» досталось только 11 мандатов из 30. Десять мест получила «Справедливая Россия», шесть — КПРФ, ещё три — ЛДПР. При этом в Волжском зарегистрирована самая низкая в области явка избирателей — всего 33%. Результат стал сенсационным даже по меркам Волгоградской области, где итоги выборов довольно часто отличаются от «среднероссийского» уровня (достаточно вспомнить провал кандидата от «ЕР» на выборах мэра Волгограда и сравнительно невысокий процент голосов за партию власти на выборах в Госдуму).
По сути, выборы в Волжском продемонстрировали, что партия власти со всем её административным ресурсом, на который обычно пеняют проигравшие, далеко не всесильна.
По словам местных наблюдателей, «Справедливая Россия» провела в городе-спутнике Волгограда «агрессивную и эффективную кампанию», бросив на Волжский «лучшие силы», включая лидера партийной фракции в областной Думе Олега Пахолкова, который лично руководил действиями «эсеров». В итоге за три месяца (с июля по сентябрь) рейтинг Игоря Воронина упал с 68 до 52%, рейтинг же его оппонентки вырос более чем в два раза — с 18 до 37%. В этом отношении результат, полученный партией 11 октября, стал вполне логичным завершением кампании.
Впрочем, как заявил председатель избирательной комиссии Волгоградской области Геннадий Шайхуллин, в Волжский городской суд направлено несколько обращений с требованиями опротестовать результаты выборов. «Если эти иски будут удовлетворены, то чаши весов могут склониться в другую сторону», — сказал глава областного избиркома.
Пока же эксперты говорят, что «эсеры» в Волжском одержали «стратегически важную победу» — до сих пор этот город традиционно давал высокий процент «Единой России».
Дербент: кто успел, тот и выбрал
13 октября территориальная избирательная комиссия Дербента (по численности населения — второго после Махачкалы города Дагестана) признала выборы мэра города состоявшимися, а её председатель торжественно вручил удостоверение мэра Феликсу Казиахмедову, чей результат составил 67,52% голосов избирателей. Таким образом, избирком отказался выполнять решение городского суда Дербента, согласно которому все действия по подведению итогов выборов должны были быть приостановлены — до рассмотрения по существу иска, поданного сразу тремя кандидатами в мэры. Судебных приставов, пытавшихся вручить соответствующее уведомление председателю горизбиркома, выгнали из здания сотрудники милиции. Приставы, решив не отступать без боя, оказали сопротивление — прямо в здании администрации города завязалась потасовка. По её факту возбудили уголовное дело, однако постановление суда так и не нашло адресата.
Всего же по фактам нарушений на выборах главы Дербента возбуждено восемь уголовных дел. Поводом стали заявления о нарушении избирательного права и фальсификации бюллетеней.
Всего на пост мэра Дербента претендовали шесть человек, главным же конкурентом действующему главе города Феликсу Казиахмедову стал экс-прокурор Дагестана Имам Яралиев, в своё время освобождённый от должности лично тогдашним президентом республики Муху Алиевым. Сейчас Яралиев возглавляет Сулейман-Стальский район Дагестана, на дербентских выборах он набрал около 30% голосов. Его сторонники считают, что должно было быть больше. Однако в день выборов в Дербенте не открылась почти треть избирательных участков, около 25% населения города не смогли реализовать своё избирательное право (явка на выборах Дербента составила чуть более 50%). «11 октября в Дербенте была вся республиканская власть. Каждому министерству было поручено руководить избирательным участком, — рассказывал впоследствии заместитель главы Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов. — А на тех 16 участках, где 90 процентов были готовы проголосовать за Яралиева, ситуацию контролировать они не смогли. Участки были искусственно закрыты под предлогом того, что нет кворума, где-то что-то заминировано. Кое-где не явились члены избирательной комиссии».
По словам же главы республиканского избиркома Магомеда Дибирова, участки не открылись именно по соображениям безопасности. Некоторые из них в течение дня «то открывались, то закрывались, потому что поступала информация о том, что там заложено взрывное устройство». 10 участков не открылись вообще. Однако, по мнению руководителя дагестанского избиркома, все, кто хотел, могли проголосовать досрочно: «На всех 36 избирательных участках города проходило голосование досрочно либо в день выборов, — заявил журналистам г-н Дибиров. — Эти результаты и были подсчитаны участковыми комиссиями и положены в основу решения, принятого территориальной избирательной комиссией Дербента».
В Астрахани у заведомо более сильного кандидата на пост мэра, похоже, не хватило самообладания для того, чтобы побеждать чисто
Азов: новый уровень борьбы
В Ростовской области неожиданности на выборах случаются крайне редко благодаря отточенной годами системе административного и партийного контроля. Тем громче получился скандал, разразившийся в городе Азове, где выбирали одновременно гордуму и мэра. В день голосования на одном из участков была сделана видеозапись попытки вброса около 600 бюллетеней с заранее проставленными голосами за кандидатов «Единой России». Сюжет мгновенно распространился в интернете как «неопровержимое доказательство массовой фальсификации выборов со стороны партии власти».
Итоги выборов на упомянутом участке были признаны недействительными и не учитывались при общем подведении итогов. 13 октября управление СКП РФ по Ростовской области возбудило уголовное дело по части 1 статьи 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов), предусматривающей штраф до 30 тысяч рублей либо лишение свободы сроком до четырёх лет. Наблюдатели отмечают, что по этой статье в Ростовской области никого не привлекали к ответственности «как минимум десять лет».
Пока следствие разбирается, что именно произошло на выборах в Азове, а наблюдатель от «Справедливой России» Алексей Цивенко, ставший автором скандальной видеозаписи, раздаёт интервью на тему «как это было», единороссы лишь пожимают плечами. «У кандидатов от “Единой России” не было никакой необходимости вбрасывать эти бюллетени. Ничего, кроме риска, им это дать не могло — и мэр Сергей Бездольный, и кандидат в депутаты Анатолий Пилипенко безо всяких махинаций побеждали с большим отрывом», — сказал «Эксперту ЮГ» Игорь Симаков, избранный в гордуму Азова от «Единой России». По его мнению, вброс бюллетеней вообще мог быть инициирован оппозиционными партиями. «Той же КПРФ, например, не случись этого скандала, нечем было бы объяснить свой провал на выборах в Азове, — считает г-н Симаков. — Тогда коммунистам пришлось бы расписываться в некомпетентном проведении кампании или в утере электоральной поддержки. Поэтому им нужен был скандал — как минимум, чтобы получить деньги на кампанию по выборам мэра Ростова-на-Дону в 2010 году».
Избранный депутат, прошедший несколько предвыборных кампаний, уверяет, что технически подобный маневр вполне осуществим — можно, например, «изъять» часть бюллетеней во время досрочного голосования. Другое дело, что в данном случае сделано это было как-то уж очень безграмотно — заполненные бюллетени лежали большой пачкой, фактически на виду, едва прикрытые платком, будто заготовленный для шоу реквизит.
По мнению Игоря Симакова, кто бы ни был виноват в азовском скандале, главный вывод, который можно сделать из происшедшего, таков: муниципальные выборы перешли на новый, непривычный уровень. «До сих пор здесь избирались, в основном, одномандатники-самовыдвиженцы, — говорит г-н Симаков. — Сегодня в выборах участвуют федеральные партии и привлекаются, соответственно, технологии федерального уровня. И к этому надо быть готовым».
Всего по Азову в ходе выборов было подано 50 жалоб — преимущественно от КПРФ. Итоговый результат здесь — 73% голосов за действующего мэра Сергея Бездольного, 19 из 22 мест в гордуме получили «единороссы», один мандат у кандидата от «Справедливой России», ещё один — у самовыдвиженца. Одно депутатское место — от округа со «скандальным» участком — осталось вакантным. В остальных территориях Ростовской области выборы прошли по вполне ожидаемому сценарию: «Единая Россия» получила в органах местного самоуправления 59 из 67 мандатов.
Как признал спикер Законодательного собрания Ростовской области и региональный лидер «Единой России» Виктор Дерябкин, прошедшие выборы стали беспрецедентными сразу по нескольким параметрам. «Никогда ещё не было такой конкуренции за депутатские мандаты на местном уровне. Никогда ещё на избирательных участках не работало такого количества наблюдателей от партий, не было такого ажиотажа», — сказал г-н Дерябкин журналистам, комментируя итоги беспокойного 11 октября.