Темпы роста — не самоцель

Сергей Кисин
6 декабря 2010, 13:46
  Юг

Руководство невинномысской компании «Арнест» ожидает пятикратного увеличения отечественного рынка аэрозолей

Одному из лидеров отечественного производства косметики и товаров бытовой химии ОАО «Арнест» (Невинномысск, Ставропольский край) в кризисный год удалось не только сохранить свои рыночные позиции, но и войти в число трёхсот самых быстрорастущих компаний России, заняв почти 30% в сегменте средств укладки. Как компания смогла этого достичь и какие перспективы развития бизнеса видит её руководство, «Эксперту ЮГ» рассказал вице-президент ОАО «Арнест», кандидат экономических наук Владимир Гурьянов.

Бежать впереди рынка

— Ваша компания длительное время растёт темпами, существенно превышающими отраслевую норму. Ставили ли вы перед собой такую цель, начиная (или реформируя) бизнес — или же это побочный результат успешного достижения других целей?

— С 2004 года бизнес группы компаний «Арнест» состоит из двух бизнес-единиц. Производственная единица в настоящее время представлена ОАО «Арнест», ООО «Аэрозоль Новомосковск» и дочерними предприятиями, выполняющими сервисные и вспомогательные функции. Вторая бизнес-единица — ОАО «Компания “Арнест”» — создана на базе торгового дома, в неё были выделены функции, связанные с маркетингом и продажами. Обе бизнес-единицы являются автономными с точки зрения операционных задач, которые они решают, и связаны договорными отношениями на рыночных условиях. Это было осознанное решение, опирающееся на мировой опыт реформирования компаний, имеющих значительную долю заказов на контрактное производство. Таким образом, менеджмент каждого подразделения сориентирован на свой специфический круг задач и самостоятелен в принятии решений для эффективного их выполнения.

Но, надо сказать, темпы роста никогда не были для нашей компании самостоятельной целью. Ещё в период участия ЕБРР в капитале ОАО «Арнест» была заложена традиция подготовки и регулярной актуализации долгосрочной стратегии развития. Поэтому оба подразделения группы компаний «Арнест» формируют свои задачи прежде всего в доле на ключевых рынках (в том числе ОАО «Компания “Арнест”» — по собственным брендам) и возможности удовлетворять потребности наших заказчиков (ОАО «Арнест» — по контрактному производству). Так что высокие темпы роста — это следствие как успешной маркетинговой стратегии компании, так и роста заказов от транснациональных заказчиков, локализующих производство своей продукции в России.

— «Арнест» вошёл в число трёхсот самых быстрорастущих компаний России, поднявшись в рейтинге сразу на 46 пунктов. За счёт чего в кризисный год это было сделано?

— Экономический кризис привёл к сокращению доходов населения и, соответственно, к дрейфу потребительских предпочтений в пользу более дешёвых, но качественных продуктов. «Арнест» работает именно в этой нише, наша продукция ориентирована на потребителей среднего достатка. Физическое сокращение объёмов производства имело место только в январе-феврале 2009 года, а далее последовало продолжение роста.

— Быстрый рост и издержки — как это сочетается? Можно ли экономить издержки в условиях быстрого развития? Нужно ли делать это любой ценой, даже за счёт замедления роста?

— Как я уже сказал, быстрый рост никогда не был для нас самоцелью. Сама структура бизнеса группы компаний «Арнест», около половины выручки которой формирует контрактное производство, заставляет нас постоянно фокусироваться на снижении издержек. Наши заказчики очень жёстко подходят к вопросам ценообразования, поэтому мы никогда не позволяли себе чрезмерных издержек. Точнее сказать, их бы нам не позволили заказчики… Другое дело — инвестиции. Чтобы быстро расти, мы постоянно совершенствуем свою технологическую базу. В противном случае мы не смогли бы получить новых заказов от транснациональных компаний, внутренние требования которых к качеству продукции зачастую жёстче не только российских национальных стандартов, но и стандартов Европейского Союза.

— Каковы в вашем случае основные риски быстрорастущего бизнеса? Какие проблемы у компании есть сейчас и с чем вы можете столкнуться в ближайшее время — нехватка рабочих рук, квалифицированных менеджеров, не поспевает структура фирмы или просто недостаёт денег?

— Основным риском быстрорастущего бизнеса является потеря управляемости. Рост объёмов приводит к усложнению организационной структуры, появлению новых подразделений и даже отдельных дочерних предприятий, работающих на значительном удалении. Даже современные средства коммуникации — кстати, мы успешно реализовали несколько IT-решений в этой области, например, внедрили системы электронного документооборота — не до конца позволяют решить эту проблему. Кадровая проблема также актуальна, но благодаря отлаженной работе HR-службы нам удаётся замещать вакансии лучшими кандидатурами. Только делая ставку на лидеров, можно сохранять лидирующие позиции в бизнесе.

— Требуются ли вам дополнительные активы, чтобы сэкономить на поставщиках?

— В отношении вертикальной интеграции с поставщиками мы видим некоторые сложности в наличии у нас достаточного уровня профессиональных компетенций вне сферы основного бизнеса. Даже сейчас с этой точки зрения мы интегрированы в высокой степени, так как в своём составе имеем производство упаковки (баллоны, клапаны, колпаки, флаконы) и непосредственно химическое производство (реакторы и линии наполнения). Так что в стратегическом плане мы предпочитаем иметь стабильные и выгодные отношения с поставщиками и даже в некоторых случаях выводить на аутсорсинг отдельные бизнес-процессы, а не строить стопроцентно вертикально-интегрированную компанию. Принципиальным для нас является контроль над ключевыми процессами: непосредственным производством готовой продукции и продажами.

Необъятная ниша для роста

— Насколько сильна конкурентная угроза в вашей отрасли? Опасаетесь ли вы, в частности, прихода иностранных конкурентов?

— Сейчас ОАО «Арнест» с дочерним предприятием ООО «Аэрозоль Новомосковск» является крупнейшим производителем продукции в аэрозольной упаковке на всей территории бывшего СССР. При этом аэрозоли российского производства занимают около трети рынка, остальное — импорт. Согласно исследованиям, проведённым Российской аэрозольной ассоциацией, на территории СНГ производится 0,9 баллона на душу населения в год, в том числе в России — 2 баллона. Для сравнения, в США этот показатель составляет 12 баллонов в год, в Евросоюзе — 11 баллонов, и даже в более близкой к нам по структуре доходов населения Южной Америке — 5 баллонов. Таким образом, мы ожидаем пятикратного роста рынка в ближайшей перспективе. Разумеется, это не может не привлечь на наш рынок иностранных конкурентов, и в России уже работают предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам и ориентированные на контрактное производство продукции для транснациональных компаний.

— Выдержите этот натиск в долгосрочной перспек­тиве?

— Мы готовы к росту конкуренции. Наши заводы соответствуют европейским конкурентам по техническому уровню и культуре производства, при этом мы имеем длительную историю взаимоотношений с нашими клиентами и поставщиками, отлаженную логистику. Поэтому предпосылок к сдаче позиций нет, хотя возможно уменьшение нашей доли на рынке в относительном выражении. В абсолютном выражении рынок должен вырасти в несколько раз, но наша доля на нём в будущем, возможно, окажется немного меньше.

— В вашей отрасли уже работают механизмы частно-государственного партнёрства? Это сейчас одна из самых популярных тем, которые обсуждают производственники.

— Мы понимаем неизбежность усиления конкуренции на аэрозольном рынке и хотели бы обратить на это внимание государственных органов. Даже такие успешные предприятия, как наше, имея основную производственную базу в Северо-Кавказском федеральном округе, находятся в менее выгодных условиях, чем конкуренты, расположенные в Центральном федеральном округе. Помимо более высоких издержек на логистику — основные товарные потоки в европейской части России распределяются через Москву — мы на протяжении многих лет часто сталкиваемся с настороженным отношением зарубежных клиентов к нашему территориальному расположению. Поэтому мы вынуждены эти риски наших клиентов закладывать в цену, делая её ниже и, соответственно, уменьшая прибыль предприятия, которая за последние годы шла только на инвестиции. Так что когда мы слышим, что инвесторам, реализующим проекты в СКФО, будет оказана государственная поддержка, то хочется сказать: «Мы уже здесь. И всегда здесь были. Поддержите нас». Исходя из конкуренции на рынке, у бизнеса всегда есть альтернатива — уйти в другой регион. Но с точки зрения интересов государства важно поддержать бизнес здесь, обеспечить его развитие, так как любое успешное предприятие даёт огромный мультипликативный эффект. Речь идёт о поддержке не неэффективной структуры, а о селективной поддержке успешных предприятий, о выравнивании конкурентных условий, вызванных их территориальным расположением в СКФО. Пока мы справляемся и без этого, но заинтересованы в упреждающем формировании таких механизмов и возможности доступа к ним.

На пороге экспансии на Восток

— Рассматриваете ли вы возможность приобретения профильных или непрофильных активов, других брендов? С какими отраслями сегодня связаны интересы «Арнеста»?

— Группа компаний «Арнест» располагает стратегией развития, ориентированной как на органический рост, так и на приобретение профильных активов. В первую очередь нас интересуют производители брендированной продукции, так как практически все секторы российского рынка косметической продукции и бытовой химии имеют значительные барьеры входа, связанные не столько с капиталоёмкостью производства, сколько с выводом товара на рынок (расходы на рекламу, трейд-маркетинг).

— Какие инвестпроекты запланированы руководством компании в среднесрочной перспективе?

— В 2010 году объём инвестиций составил девять миллионов евро. С учётом перспектив развития рынка мы планируем активную инвестиционную политику в ближайшие пять лет. В ближайшие два года предполагается реализовать инвестиционный проект по расширению складского терминала в индустриальном парке Невинномысска, реконструировать реакторное отделение, ввести в эксплуатацию новейшее оборудование по наполнению аэрозолей, произвести модернизацию оборудования по печати алюминиевого аэрозольного баллона для обеспечения девятицветной печати, автоматизировать упаковку готовой продукции в целях повышения производительности. В целом на инвестиции в ближайшие два года планируется потратить не менее шести миллионов евро. Это позволит сохранить позиции группы в контрактном наполнении и увеличить долю на рынке продукции, выпускаемой компанией под собственными брендами; в настоящее время доля продукции ОАО «Компания “Арнест”» на рынке средств укладки составляет около 30 процентов, а на рынке освежителей воздуха — 17 процентов.

— Ещё недавно руководство «Арнеста» планировало начать экспансию своей продукции в страны дальнего зарубежья, в частности, в Иран. Насколько актуальны эти планы сегодня и в какие страны вы планируете прийти со своей продукцией?

— В стратегию компании входит увеличение объёма поставок на экспорт. В фокусе наших интересов — ближнее зарубежье. Это наши традиционные рынки сбыта: на сегодняшний день продукция группы компаний «Арнест» представлена на всех рынках стран ближнего зарубежья, а также в Латвии и Эстонии. Наибольшую рыночную долю наша продукция имеет в Узбекистане, Казахстане, Туркмении. По данным AСNielsen, в Казахстане доля компании «Арнест» во всех категориях растёт намного динамичнее, чем даже бизнес мультинациональных компаний. В Грузии в 2010 году удалось увеличить бизнес более чем в четыре раза. Однако основным по объёму рынком ближнего зарубежья для нас остаётся Украина, где для координации работы нами создано дочернее предприятие — ООО «Арнест Украина». За пределами СНГ мы рассматриваем перспективные рынки Марокко, Алжира, стран Персидского залива, Ирана, Пакистана и Индии. К сожалению, для выхода на рынки развивающихся государств приходится преодолевать значительные административные барьеры. Так, сертификация нашей продукции для Ирана длилась два года. Поэтому в настоящее время правильнее было бы говорить о тестировании наших возможностей на этом направлении. Но возможности такие у нас есть — наша продукция вполне конкурентоспособна как по цене, так и по качеству.

— Несколько лет назад много говорилось о создании в России аэрозольного холдинга. Насколько, на ваш взгляд, эта идея сегодня актуальна?

— Ёмкость российского рынка аэрозолей оценивается Российской аэрозольной ассоциацией в 600 миллионов баллонов. При этом объём локального производства не превышает 230 миллионов баллонов, из которых 25 миллионов экспортируются в страны ближнего зарубежья. При этом, как я уже говорил, ОАО «Арнест» является крупнейшим местным производителем, не будучи монополистом на рынке, насыщаемом на две трети за счёт импорта. С учётом этих показателей нет смысла формировать аэрозольный холдинг. Мы больше заинтересованы в формировании диверсифицированной компании, ориентированной на бренды и широкую представленность в ключевых рыночных сегментах, а не на способ упаковки продукции. Собственно контрактное производство аэрозолей есть и будет оставаться существенным элементом нашего бизнеса и его ключевой компетенцией.