Инвестиционный процесс на Северном Кавказе не может выйти из замкнутого круга — неясно, кто именно должен его начать: инвесторы, которых сюда зазывают, или те, кто уже здесь? Сейчас решён только вопрос государственных инвестиций, но что делать, чтобы запустить инвестиционный процесс — ещё предстоит понять. В частности, непонятно, откуда взяться инициативе.
Крупные предприятия на Северном Кавказе достаточно сильны, чтобы противостоять естественному давлению внешней среды, и если спросить представителей этих компаний, чего бы они больше всего хотели, самым частым окажется ответ: быть незаметней. Ради того, чтобы быть незаметней, они и инвестиции в свои регионы готовы привлекать; а то торчишь, как перст, в голом поле со своей дымящей трубой — ни чиновник, ни проситель, ни разбойник мимо не проходят.
Каждый тут сегодня ведёт дела, как будто находясь за высоким забором, через который чужой трижды подумает, прежде чем перелезть, а своих вокруг немного. Мало что тиражируется. В таком состоянии округ может провести сколько угодно времени. Однако если ставить задачу запустить инвестиционный процесс на этой территории, то придётся признать, что за счёт импортирования бизнеса проблему не решить. В крайнем случае, придут отдельные компании — и тоже огородятся забором.
Хаджи-Мурат Дерев, президент автозавода «Дервейс» в Карачаево-Черкесии, младший из знаменитых братьев Деревых, с которым мы встречались на его предприятии — воплощение совершенно самобытной деловой элиты Северного Кавказа. Принадлежность к элите в данном случае обусловлена именно деловой инициативой, а не постом в какой-либо «дочке» «Газпрома» или нефтяной компании. Хаджи-Мурат Дерев сейчас управляет предприятием, которое второй год подряд предлагает трудовому рынку республики тысячу рабочих мест. «Мне бы в республику такой завод» — передавали слова главы соседней Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. Действительно, это предприятие рождает спрос на огромный объём работ. Его успешная работа создаёт предпосылки для появления под боком целого ряда производителей комплектующих. Местные власти могли бы извлечь большую пользу для региона от сотрудничества с автозаводом.
Однако пока остаётся ощущение, что и «Дервейс» работает за высокой стеной. Рассказывают об отменённом визите на завод полпреда Хлопонина, о том, что предприятию рекомендовали быть поскромнее на инвестиционном форуме в Сочи, о том, что Минпром никогда не поддержит ничего китайского — а на «Дервейсе» собирают автомобили китайских марок.
Но для региональных властей, которые ставят своей задачей развитие экономики, отсутствие общения с лучшими предприятиями, работающими на подведомственной территории — это роскошь. Без их советов, без их проектов, без их инвестиций добиваться развития будет очень трудно. Нельзя недооценивать роль местного успешного бизнеса в привлечении инвестиций на Северный Кавказ. Этому федеральному округу нужны успешные истории, о которых надо говорить на всех форумах по всему миру. Если это делать, сюда начнут возвращаться бизнесмены, корни которых — на Северном Кавказе. Сейчас их затащить в округ трудно. Покупка Сулейманом Керимовым футбольного клуба «Анжи» — исключение, подтверждающее правило. А если не начнётся процесс привлечения к развитию СКФО успешных выходцев с Кавказа, сюда не пойдут и те инвесторы, которых с округом ничто не связывает. Потому что если свои туда не торопятся, то и чужим там делать нечего.
В сфере привлечения инвестиций первая задача региональных властей на Северном Кавказе — дать раскрыться бизнесу, который уже работает, поверить в него, затащить его на окружной экономический форум, вдохновить на новые проекты, помочь, наконец — если не деньгами, то режимом максимального благоприятствования. Этот этап работы проскочить вряд ли получится.