Виртуальная конференция

12 сентября 2011, 00:00
  Юг

Какие направления в работе региональных администраций целесообразно, на ваш взгляд, развивать в первую очередь в целях повышения инвестиционной привлекательности территорий?

 south_174-175_pics/south_174_046-1.jpg

Заур Кучиев, министр экономического развития Республики Северной Осетии-Алании:

— Главным направлением считаю системную работу по снижению административных барьеров, включая регламентацию услуг региональных и муниципальных органов власти. Условием роста инвестиционной привлекательности на региональном уровне является наличие банка данных инвестиционных площадок (земельных участков, объектов недвижимости) с необходимой инфраструктурой, готовых для реализации инвестиционных проектов. Важным элементом является наличие действующих инструментов и механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, предполагающих предоставление налоговых льгот, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидирование затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов и т. д. Большое значение имеет наличие инфраструктуры поддержки инвестиций, в том числе агентства инвестиционного развития, инвестиционных и венчурных фондов, технопарков и пр.

 south_174-175_pics/south_174_046-2.jpg

Али Нурмагомедов, руководитель Агентства инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан:

— В Республике Дагестан сформировано современное инвестиционное законодательство. Создана нормативная правовая база, регламентирующая механизм и формы взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, а также формы государственной поддержки инвесторов, реализующих или готовых к реализации инвестиционных проектов на территории республики. Уже сегодня в республике действуют такие формы господдержки инвесторов, как содействие в разработке бизнес-планов, проектно-сметной документации, обеспечение земельных участков, планируемых под реализацию инвестиционного проекта, инженерной инфраструктурой.

Важными направлениями работы региональных властей в целях повышения инвестиционной привлекательности являются развитие механизма государственно-частного партнёрства, совершенствование регионального законодательства с учётом меняющихся отношений между субъектами инвестиционной деятельности, обеспечение безопасности инвестиционных вложений, появление в республике специализированных инвестиционных фондов, создание институтов развития в сфере инвестиционной деятельности.

 south_174-175_pics/south_174_046-3.jpg

Евгений Козьмин, генеральный директор ОАО «Евразийский»:

— ОАО «Евразийский» реализует долгосрочные инвестиционные проекты в инфраструктуре. Чтобы у инфраструктурных инвесторов появился «аппетит», местным властям в первую очередь необходимо решить вопрос того, как инвестор сможет вернуть свои вложения. Речь здесь идёт о самом тонком вопросе во всём ЖКХ — об эффективной тарифной политике. Второе, что интересует инвестора, — это объекты капитальных вложений. Чаще всего приходится пересматривать систему инфраструктурного обеспечения населённого пункта, отказываться от избыточных мощностей и оптимизировать схему линейных объектов.

Кроме того, инвестор непременно захочет получить контроль над операционным управлением инфраструктурного объекта. Это можно сделать путём заключения долгосрочного арендного договора с инвестиционными обязательствами либо концессионного соглашения. Оба способа предусматривают полную готовность всех элементов инфраструктуры к хозяйственному обороту (регистрация прав собственности и земельных отношений), а зачастую в схему участия инвестора входит ликвидация МУПов. Таким образом, муниципальным властям нужно не только решиться расстаться с «карманными» МУПами, но и найти средства на их финансовое оздоровление, предшествующее ликвидации.

Ещё одним важнейшим фактором является готовность публичного партнёра тратить бюджетные деньги на совместную реализацию проекта. Только в этом случае распределение рисков будет справедливым.

Пример эффективной реализации инвестиционной политики в сфере ЖКХ нам знаком — это инвестпроект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», реализуемый нами совместно с администрациями Ростовской области и города Ростова-на-Дону при поддержке Инвестфонда РФ и Внешэкономбанка. За время реализации проекта вклад бюджетов области и города только вырос. Это яркий показатель того, что публичный партнёр понимает жизненную важность проекта, что увеличивает его устойчивость и гарантирует быстрое развитие.

 south_174-175_pics/south_174_046-4.jpg

Николай Степанов, генеральный директор группы компаний RU-COM:

— Одно из актуальнейших направлений в развитии инвестиционной политики любого региона — жилищно-коммунальный комплекс. «Коммуналка» — это не просто инфраструктура, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность людей, это среда обитания, определяющая качество жизни каждого россиянина и его отношение к государству. Именно так — через призму долгосрочных интересов потребителя — следует рассматривать вопрос развития ЖКХ. Потенциально это крайне привлекательная отрасль для инвестиций: во-первых, здесь действительно необходимы крупные инвестиции (по оценке Минрегиона РФ — четыре триллиона рублей в ближайшие пять лет), во-вторых, есть гарантированно стабильный спрос и консолидированный клиентский поток (редкое сочетание для нерегулируемых рынков) и, в-третьих, возможность развития бизнеса путём диверсификации в смежные рынки.

Однако инвесторы в ЖКХ идут неохотно. Насквозь советские МУПы и ГУПы и как «коммерческая альтернатива» им случайно выбранные УК — опять-таки бывшие ЖЭКи и ДЭЗы, с незарегистрированным имуществом, не имеющие никакой мотивации работать «в долгую», и отчаянно борющиеся за контроль над денежными потоками, — это плохой объект для инвестиций. А непрозрачные и недифференцированные тарифы без учёта возврата на капитал и отсутствие системы защиты низкообеспеченных потребителей делают инвестиции в коммуналку просто опасными. Но решение есть: мы предлагаем региональным властям вплотную заняться развитием института государственно-частного партнёрства, в основе которого лежат долгосрочные договоры на эксплуатацию коммунальной инфраструктуры, а также долгосрочные тарифные решения и инвестиционные обязательства со стороны компаний-операторов.

 south_174-175_pics/south_174_046-5.jpg

Николай Алимов, генеральный директор ОАО «Краснодартеплосеть»:

— Теплоэнергетическая отрасль Краснодарского края на сегодняшний день является одной из наименее развитых отраслей топливно-энергетического комплекса. Услугами централизованного отопления и горячего водоснабжения пользуется четвёртая часть населения края, которое потребляет 71,5 процентов от всей реализуемой в крае тепловой энергии. 18 процентов тепловой энергии используется учреждениями и организациями бюджетной сферы, что говорит о высокой социальной значимости отрасли.

На сегодняшний день в теплоэнергетической отрасли существует ряд проблем. Во-первых, значительная задолженность теплоснабжающих предприятий за потреблённые энергоресурсы. Во-вторых, высокая степень изношенности котельного оборудования и теплотрасс. В-третьих, отсутствие генеральных схем развития теплоснабжения населённых пунктов Кубани. В-четвёртых, недостаточный объём финансирования со стороны органов местного самоуправления на восстановление и модернизацию котельных и теплотрасс. В-пятых, отсутствие инвестиционных потоков в отрасль.

В целях решения задач, касающихся теплоснабжения в Краснодарском крае, необходимо создать условия для привлечения инвестиций в теплоэнергетическую отрасль путём введения механизма платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях повышения инвестиционной привлекательности Кубани краевой администрации нужно развивать следующие направления. Первое: организация встреч предприятий с инвесторами с целью максимального раскрытия информации о предприятиях для привлечения инвестиций. Второе: разработка региональных долгосрочных программ банковского кредитования в рамках инвестиционной политики региона под пониженные проценты для использования предприятиями кредитных ресурсов на инвестиционные цели. Третье: упрощение процедуры оформления разрешительной документации на строительство инженерных сетей. Четвёртое: развитие инфраструктуры (в том числе деловой).

 south_174-175_pics/south_174_048-1.jpg

Татьяна Евсикова, глава муниципального образования город-курорт Анапа:

— Одной из основных задач власти вижу помощь в развитии малого и среднего предпринимательства. Будущее курорта напрямую связано с повышением его конкурентоспособности и привлекательности и включает развитие современной инфраструктуры отдыха и развлечений, санаторно-курортной базы, туристической инфраструктуры. Сегодня многие инвестпроекты в Анапе введены в эксплуатацию или находятся в стадии реализации. Открыты новый дельфинарий с океанариумом, обновлённая Летняя эстрада и модернизированный киноцентр «Мир кино» с форматом 3D, многофункциональный пивной комплекс «БогерХоф». Ведутся строительство торгово-развлекательного центра «Красная Площадь», реконструкция санатория «Нефтяник Кубани». Уверенная динамика развития города говорит о значительном потенциале Анапы как благоприятной с точки зрения инвестиционного климата территории. А государственные и административные программы по поддержке инвесторов гарантируют стабильность.

 south_174-175_pics/south_174_048-2.jpg

Александр Герасименко, глава муниципального образования Каневской район Краснодарского края:

— В первую очередь для успешного инвестиционного развития территории администрация Каневского района считает необходимым создание профицита энергоресурсов для строительства новых объектов, а также обеспечение инженерной инфраструктурой тех земельных участков, которые выделены под инвестиционные проекты. В Каневском районе есть профицит электроэнергии, из муниципального бюджета мы выделили средства на подведение коммуникаций к участкам земли для строительства жилого массива. Ведём работу и по остальным инвестиционным площадкам.

Второе — это благоустройство населённых пунктов. Инвестор предпочитает территории с хорошими дорогами, с развитой сетью уличного освещения, где нет проблем с водоснабжением. А соответственно, и уровень социального оптимизма в таких районах высок. В этом году из различных источников финансирования мы привлекли на ремонт дорог, водопроводов, линий уличного освещения и на газификацию почти 200 миллионов рублей.

 south_174-175_pics/south_174_048-3.jpg

Виталий Золотухин, заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по вопросам экономики:

— В настоящее время вопросы конкуренции регионов за привлечение инвестиций крайне актуальны. Инвестор выбирает территорию с высоким уровнем правового регулирования инвестиционной деятельности, наличием готовых инвестиционных площадок и информационной открытостью органов власти. Таким образом, в работе администраций по привлечению на территорию инвестиций целесообразно выделить следующие основные приоритетные направления:

- совершенствование законодательства, направленного на стимулирование  инвестиционной деятельности. Безусловно, одним из аспектов привлекательной для инвестора правовой базы является наличие льгот по налогам и прочих преференций;

- формирование инвестиционных зон, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой;

- устранение административных барьеров. На местах должны быть определены органы и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций. Целесообразно курирование крупных инвестиционных проектов представителями власти.

Кроме того, власти должны задавать вектор развития территории, определяя приоритетные отраслевые направления вложения инвестиций. Тогда становится понятным, каких инвесторов ждет регион. 

 south_174-175_pics/south_174_048-4.jpg

Ольга Старшинова, заместитель генерального директора ОАО «Энерго­строй­инвест-Холдинг» по маркетингу и реализации:

— Развитие электроэнергетики, привлечение в отрасль масштабных инвестиций — комплексная задача государственного масштаба, которая решается сегодня как на федеральном, так и на региональном уровнях. Обеспечение растущих региональных экономик энергомощностями, которые соответствовали бы динамике спроса энергопотребления и закладывали бы инфраструктурные возможности для дальнейшего развития производств, — это чрезвычайно капиталоёмкий процесс с длительными сроками строительства и последующего возврата инвестированных средств.

Постреформенные условия функционирования электроэнергетической отрасли, с одной стороны, создали действующие механизмы для эффективного инвестирования с дальнейшей фондоотдачей. В то же время с разделением отрасли на секторы появились различные центры управления инвестициями. Задача региональных властей в такой ситуации — взять на себя координацию развития территориальных энергосистем, согласование интересов всех участников процесса. Региональные программы развития электроэнергетики, которые на текущий момент охватывают период 2012–2016 годов, позволяют бизнесу создать горизонт планирования, без которого невозможно эффективное управление инвестиционными средствами. В конечном итоге общая задача заключается в создании эффективной энергетики, поэтому на региональном уровне важно разрабатывать программы управления спросом на электрическую и тепловую энергию, стимулировать энергосбережение, производственную энергоэффективность.

С чисто практической точки зрения в инжиниринговом бизнесе, и особенно в электросетевом строительстве, большое значение имеют вопросы землепользования. От их оперативного решения напрямую зависят сроки строительства, а значит, эффективность инвестиций. В связи с этим хотелось бы выразить признательность руководителю управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Мильтиаду Алексанову, много сделавшему для решения вопроса выделения земель под строительство подстанции 500 кВ «Невинномысск».