Инфраструктура напополам

Спецвыпуск
Москва, 16.09.2013
«Эксперт Юг» №34-36 (275)
В этом году база крупнейших инвестпроектов в сфере инженерно-транспортной инфраструктуры обновилась более чем наполовину. Количественно база приросла тремя проектами, а в стоимостном выражении снизилась вдвое. Если ранее существенную долю инвестиций в инфраструктуру занимали олимпийские объекты, то в этом году мы видим, что точкой роста на юге России становится железнодорожное строительство, а на смену ему вскоре придут порты

Портфель реальных инвестпроектов в инженерно-транспортной инфраструктуре ЮФО показал в этом году рекордное падение — на 51%. Доля инфраструктуры, занимавшей в нашем рейтинге инвестпроектов несколько лет подряд второе место, в этом году снизилась с 22,4 до 12,4% (на 11,7 млрд долларов). Объясняется это вводом ряда олимпийских объектов и неясными перспективами ряда грандиозных проектов. В абсолютном выражении стоимость проектов сократилась до 10,8 млрд долларов. Тем не менее, количественно база инфраструктурных объектов выросла — с 35 до 38 пунктов. Основная доля всех инвестиций в эту отрасль сосредоточена в долгосрочных проектах в железнодорожном и автодорожном строительстве, а также в создании крупномасштабных терминалов по перевалке нефти и газа.

Самое плотное скопление проектов наблюдается в пределах 100 млн долларов — на эту группу приходится больше половины базы (20 проектов против 17 в прошлом исследовании). В сегменте 100–200 млн долларов реализуется всего четыре проекта — в основном в области портовой инфраструктуры и логистики. А самым масштабным теперь является проект реконструкции железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла на участке между станциями Имени М. Горького —  Котельниково —  Тихорецкая — Кореновск —  Тимашев­ская —  Крымская с обхо­дом Крас­но­дарского узла. Его стоимость составляет более 2,5 млрд долларов. Проект позволит расширить коридор для транзитных потоков экспортных грузов из Поволжья, с Урала и из восточных регионов страны в черноморские порты Краснодарского края.

Олимпийский цикл завершён

По сравнению с прошлым годом первая десятка инфраструктурных проектов обновилась не слишком значительно. Новые проекты — уже упомянутое строительство Северного обхода Астрахани, комплексная реконструкция с электрификацией железнодорожных линий Таманского полуострова и расширение мощностей трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума.

Несколько проектов за прошедший год были благополучно реализованы; в основном это олимпийские стройки. Самый заметный из покинувших базу завершённых проектов — железнодорожная линия Туапсе — Адлер стоимостью более 8 млрд долларов. Её строительство позволило поэтапно увеличить пассажирскую и грузовую пропускную способность магистрали путём введения двухпутных вставок. Завершён и другой проект ОАО «РЖД» — совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер — горно-климатический курорт «Альпика-Сервис», которая обеспечит доставку зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Сданы в эксплуатацию последние олимпийские проекты — федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга — Сочи и многотопливный автозаправочный комплекс олимпийского формата в Кореновском районе Краснодарского края.

Ряд проектов покинет базу уже в следующем году, а значит, доля инфраструктурной отрасли может сократиться ещё сильнее. На завершающей стадии реализации находится проект строительства перегрузочного комплекса по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов в Темрюкском районе Краснодарского края общим объемом инвестиций почти 900 млн долларов. Дублёр Курортного проспекта в Сочи протяжённостью 5,7 км и стоимостью 879,5 млн долларов планируется закончить в декабре этого года. Завершение реконструкции и модернизации международного аэропорта Сочи намечено на конец 2013 года.

Порты теснят рельсы

«На данный момент большинство инвестиционных проектов инженерно-транспортной инфраструктуры в ЮФО реализуется в области железнодорожного строительства, — отмечает директор группы по управлению строительными проектами компании КПМГ в России и СНГ Юлия Стефанишина. — Однако в ближайшее время, с окончательным вводом в эксплуатацию основных строящихся и реконструируемых участков железных дорог, на первый план выйдут проекты по развитию портовой инфраструктуры». В самом деле, в отраслевом разрезе треть стоимости инфраструктурных проектов приходится на железнодорожный транспорт, но этот перевес продержится недолго — после завершения упомянутого выше проекта РЖД на первое место уверенно выйдут порты, как мы и предполагали ранее.

Южные проекты в сфере портовой инфраструктуры уже вплотную подобрались к железнодорожному строительству — их доля в отраслевой структуре составила 28% (железной дороге принадлежит 30%). Внутри портовой отрасли лидируют универсальные грузовые порты, хотя в прошлогоднем исследовании более половины стоимости приходилось на зерновые терминалы. Зерновое лидерство было обеспечено главным образом проектом строительства терминала в порту Тамань, заявленного группой «Базовый Элемент». Однако перспективы этого масштабного проекта пока не ясны. Судьбу госпроекта расширения порта Тамань, в рамках которого «Базэл» собирался построить зерновой терминал, по предложению Минфина необходимо отдать в частные руки. Таким образом, доля государственных инвестиций должна снизиться с существующих 30% до 10–20%, и пока неизвестно, готовы ли потенциальные инвесторы профинансировать строительство на 80–90%.

В этом году базу инфраструктурных проектов пополнили три универсальных грузовых порта — краснодарский контейнерный и автопаромный перегрузочный комплекс в Юго-восточном грузовом районе, Северо-восточный грузовой район морского порта Кавказ общей стоимостью 299 млн долларов, а также проект ростовского ООО «Морской зерновой терминал» — причальное сооружение с технологическим перегрузочным комплексом в порту Таганрога в районе Северного мола.

Дороги пустились в рост

Почти 40% всех совокупных инвестиций в инженерно-транспортную инфраструктуру ЮФО приходится на строительство автодорог и аэропортов. «Перспективным является строительство платных автодорожных обходов городов, а также платные мосты и тоннели», — комментирует управляющий партнёр компании «ФОК» Моисей Фурщик. В дорожном строительстве за год инициировано семь новых проектов в Астраханской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Наиболее масштабный проект этого сегмента — строительство дублёра Курортного проспекта в Сочи протяжённостью 5,7 км и стоимостью 879,5 млн долларов, заявленное ещё в 2009 году. Первую очередь проекта предполагается закончить к декабрю 2013 года. Другой крупный проект — Северный обход Астрахани протяжённостью 12,6 км и стоимостью почти 700 млн долларов; он соединит северный и северо-западный промышленные узлы города и позволит позиционировать Астрахань как транспортный узел международного транспортного коридора Е-40 до границы с Китаем.

«Проблемной частью транспортной инфраструктуры ЮФО остаются дорожные сети, в развитии которых редко участвует частный капитал, — считает Юлия Стефанишина— Приоритетной задачей органов власти является повышение интереса к такого рода проектам путём обеспечения определённых гарантий их участникам. Помимо финансовой составляющей, важную роль играет правильный подход к управлению строительством, ведь контроль над проектом — это одно из приоритетных требований инвесторов. Государству самостоятельно очень сложно обеспечить должный уровень управления, что связано с большим количеством внутрипроектных команд, поэтому пока инвесторы с большой неохотой заходят в такие проекты. Поэтому если подойти к этой проблеме с технической стороны и обеспечить должный уровень организации и контроля над проектом, развитие дорожных сетей может стать одним из самых популярных направлений для привлечения частного капитала».

Высокий потенциал для инвесторов в дорожном строительстве видит заместитель генерального директора группы «Базовый Элемент» Андрей Елинсон: «Здесь большое поле для работы и вложения средств со стороны инвесторов, и механизм частно-государственного партнёрства в этой сфере мог бы наглядно показать, чего с его помощью можно добиться». Моисей Фурщик тоже полагает, что не стоит рассчитывать только на федеральную компанию «Автодор», и вполне реальной мерой считает региональные концессии. В ближайшие годы активное развитие дорожной инфраструктуры на Юге продолжится. По данным Федерального дорожного агентства, предполагается планомерное повышение финансирования строительство и ремонта автодорог — с 363,3 млрд рублей в 2013 году до 403,7 млрд рублей к 2015 году.

Логистика на перспективу

Инвестиционный портфель аэропортов ЮФО за год почти не изменился — это четвёртый по привлекательности инфраструктурный сегмент с долей 17%. К заявленным ранее проектам присоединился один новый — создание аэродромного комплекса «Таганрог-Южный», инициатором которого выступило ОАО «ТАНТК им Г. М. Бериева». К 2015 году на базе таганрогского авиастроительного предприятия планируется создать современный мультимодальный комплекс по организации и обслуживанию новых грузовых и пассажирских потоков. Крупнейший инфраструктурный проект Ростовской области — строительство аэропортового комплекса «Южный» — за год вырос в стоимости до 955,5 млн долларов.

Другие сферы инфраструктурного строительства на фоне довольно солидного веса железнодорожного транспорта, портов, автодорог и аэропортов выглядят весьма скромно. В частности, логистике приблизиться к лидерам мешает сравнительно невысокая стоимость реализуемых здесь проектов. Самый дорогой проект, инициированный в этой сфере, — логистический комплекс для продукции корпорации «Глория Джинс» стоимостью 76,7 млн долларов. Логистические проекты ЮФО в этом году пополнились рядом новичков, однако, по мнению Юлии Стефанишиной, в регионе по-прежнему наблюдается острая нехватка логистических парков и комплексов, поэтому данное направление остро нуждается в инвестициях для обеспечения динамичного развития экономики ЮФО, так как является связующим звеном в общей структуре транспортной системы Юга.

«Подготовка к Олимпиаде в Сочи показала, что на юге России немало проблем с инфраструктурой, — комментирует Андрей Елинсон. — Это касается и дорог, и состояния внутренних пассажирских и грузовых перевозок на любом виде транспорта — особенно в авиации. Для дальнейшего развития южных регионов необходимо делать упор на повышение качества жизни людей, а этого нельзя добиться без строительства новых дорог, реконструкции и полного обновления ряда аэропортов, разработки более густой маршрутной сети внутрирегиональных авиаперевозок и так далее». Ещё одна сторона этой проблемы — слабая воздушная связь между региональными центрами: зачастую из города в город самолётом можно попасть только через Москву.

Кубань теряет позиции

В региональной структуре портфеля инфраструктурных проектов ЮФО за год существенно снизилась доля Краснодарского края, хотя здесь реализуется больше половины проектов — 20 из 38. Но в стоимостном выражении на долю Кубани сейчас приходится чуть более 60% против 80% в прошлом году, причём половину совокупных инвестиций в кубанскую инфраструктуру принесли РЖД, инициировав два крупнейших проекта в отрасли.

В Ростовской области наиболее заметный тренд в инфраструктурном строительстве — активизация региональных властей. В частности, донской губернатор Василий Голубев назвал приоритетным направлением своей работы дороги регионального значения.

Из регионального бюджета уже финансируется строительство 20-кило­метровой трассы Ростов — Азов, которое должно завершиться в  2015 году. На трассе М4 «Дон» строят 30-кило­метровый обход посёлка Тарасовский, который должен решить проблему «бутылочного горлышка», где сокращается число рядов и машинам приходится тесниться. Также областное правительство совместно с Росавтодором начало работу по созданию транспортного кольца вокруг Ростова, которое должно уменьшить объёмы транспорта, проезжающего транзитом через донскую столицу (в настоящее время в город каждые сутки въезжает более 60 тысяч автомобилей).

Возможно, в ближайшие годы в число реальных инфраструктурных проектов ЮФО войдёт и уже легендарное ростовское метро. На конец сентября намечен конкурс на разработку проектной документации первой линии метрополитена, которая должна соединить Западный жилой массив, железнодорожный вокзал и площадь Карла Маркса. Длина этой ветки составит более 11 километров, на линии предполагается строительство восьми станций. Плановая стоимость строительства первой очереди подземки составит около 76,6 млрд рублей.

10 крупнейших инвестиционных проектов в инженерно-транспортной инфраструктуре

Благодаря двум крупнейшим проектам РЖД на железнодорожный транспорт приходится почти треть совокупных инвестиций
Проекты универсальных грузовых портов позволили вытеснить зерновые терминалы с места лидера в портовой инфраструктуре

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №34-36 (275) 16 сентября 2013
    Инвестпроекты ЮФО-2013
    Содержание:
    Инвестиции в постолимпийском похмелье

    Год назад по результатам очередного проведённого нами исследования крупнейших инвестпроектов мы задавались вопросом, обрёл ли юг России в сфере деловой активности стабильность или вплотную подошёл к стагнации. Теперь мы можем ответить на этот вопрос — объём проектов, находящихся в стадии реализации, сократился за год на 13%. Отрицательную динамику мы получили впервые за пять лет. Зато главная точка роста теперь — индустрия

    Реклама