Ростовская область в два раза увеличит число экспортёров

Повестка дня
Москва, 01.07.2019
«Эксперт Юг» №7 (433)

ЭКСПЕРТ ЮГ

Ростовская область должна увеличить на 60% объём несырьевого экспорта до 2024 года и нарастить вдвое количество экспортёров из малого и среднего бизнеса — таковы региональные показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Тему экспорта обсудили на региональном форуме «День экспортёра — настоящего и будущего».­­­­
В 2018 году торговый оборот от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Ростовской области составил более 12 млрд долларов, что на 32% больше, чем в 2017 году. Донской регион занимает второе место по приросту ВЭД в России. При этом объём экспортных поставок составил 9 млрд долларов, рассказал первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. Но, по его словам, основной объём экспорта из Ростовской области связан с АПК, в частности, с зерном. Ростовские власти ставят задачу увеличить высокотехнологичный экспорт из донского региона.

По словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, основные целевые показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт» — увеличение несырьевого неэнергетического экспорта на 60% — с 5,1 млрд долларов в 2018 году до 8,08 млрд долларов в 2024 году, а также увеличение количества экспортёров из числа представителей малого и среднего бизнеса в два раза. При этом в Ростовской области сегодня высокий показатель доли МСБ в общем количестве экспортёров. Из 1868 экспортёров 1661 — малые и средние предприятия, это в два раза больше, чем в соседнем Краснодарском крае, отмечает г-н Папушенко.

Однако у экспортёров есть барьеры, которые часто не позволяют им расширять свою деятельность. Прежде всего это таможенные правила, сложности в получении кредитов, лицензии, транспортировки, нехватка информации о зарубежных рынках. Именно на решение этих проблем будут направлены меры господдержки экспортёров. «Значительная часть основных фондов в Ростовской области недозагружена из-за ограниченного внутреннего спроса, нам стратегически важно искать новых внешних покупателей», — сказал Максим Папушенко.

По словам директора ООО «Базис» (производитель упаковочного оборудования) Сергея Малеева, существенным барьером для российских экспортёров являются бюрократические издержки и несоответствие административных регламентов реальному положению экспортёров. «Мы производим высокотехнологичное оборудование и экспортируем его в 10 стран. Но из-за того, что в нашем оборудовании более 50 процентов иностранных комплектующих, которых в России нет, мы не считаемся российским производителем, и наши покупатели не могут получить льготы при таможенном оформлении. Это снижает конкурентоспособность российских производителей. Считаю, что эти требования нужно смягчать», — комментирует Сергей Малеев.

По мнению Любови Железной, директора фирмы «Маяк» (производитель зерновой продукции), несмотря на высокие показатели продовольственного экспорта, Ростовская область фактически является сырьевым экспортёром, так как вывозит не готовую продукцию, а сырьё: «Всего 4 процента готовой зерновой продукции приходится на экспорт в общем объёме зернового экспорта. Этот показатель должен быть минимум 30 процентов. Я считаю, что государство должно стимулировать зерновой рынок перерабатывать зерно в готовую продукцию, которая даёт больший экономический эффект».

Как отметил коммерческий директор АО «ПромТяжМаш» Евгений Зуенко, основная проблема это недостаток у экспортёров опыта и коммуникации между ними. По его словам, обсуждать проблемы экспортёров и обмениваться опытом было бы удобно на базе одной постоянно работающей площадки, куда приходили бы не только компании-экспортёры, но и те, у которых есть потенциал для экспорта.

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» запустил опрос «Экспорт в МСП: потенциал и лучшие практики юга России», уже есть предварительные результаты. «Наш опрос показывает, что экспортёры в категории МСП нуждаются в помощи при поиске зарубежных партнёров, исследованиях внешних рынков и продвижении, подготовке кадров, средний бизнес — в льготных кредитах, субсидиях, работе торговых представительств. Крупный бизнес говорит о промышленной политике, льготных деньгах и протекционизме», — считает генеральный директор аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов.

Помощь в продвижении на внешних рынках берёт на себя Российский экспортный центр (РЭЦ), который создаёт сеть торговых представительств за рубежом.

«Они помогают экспортёрам исследовать рынки, находить новых покупателей, партнёров, организовывать переговорный процесс, так как из России очень сложно найти внешних покупателей, нужно локальное присутствие в странах предполагаемого экспорта», — рассказывает директор по развитию бизнеса ЦФО и ЮФО Российского экспортного центра Григорий Ладышев. По его словам, РЭЦ внедряет единую систему продвижения экспорта, где будут объединены все продукты и услуги для экспортёров, так как практика показала, что точечные меры малоэффективны. Ростовская область стала партнёром РЭЦ в 2018 году.

«Малым и средним предприятиям сложно конкурировать, не объединяясь, как на внутренних рынках, так и на внешних. Поэтому движущей силой роста экспорта должна стать кооперация», — заключает Виктор Гончаров. По его словам, все предложения, полученные от бизнеса на региональном форуме «День экспортёра», будут переработаны в поручения губернатора ведомствам, отвечающим за ВЭД. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №7 (433) 1 июля 2019
    Подольский вернулся после факапа
    Содержание:
    Мнение
    Реклама