Fifty-fifty: Шаг к бездействию?

Выборы в думу Свердловской области показали, что кремлевская реформа представительной власти способна блокировать деятельность законодательных органов в регионах

Прошедшие выборы в Законодательное собрание Свердловской области продемонстрировали: региональную выборную модель необходимо совершенствовать. Если федеральный центр, следуя курсом создания единого управляемого государства, не только на словах намерен отстроить политические процессы на местах, ему нужно минимизировать влияние высшей исполнительной власти субъектов федерации на ход выборов.

Недавно Государственной думой рассмотрен законопроект, запрещающий главам администраций избираться в законодательные собрания субъектов федерации. А на время выборной кампании в Свердловскую областную думу пришлось принятие Госдумой во втором чтении проекта поправок к федеральному закону о выборах в эти самые законодательные собрания. Депутаты по инициативе Кремля не прочь навязать регионам свою, госдумовскую модель формирования представительной власти. Принцип "fifty-fifty": половина депутатов избирается по мажоритарной схеме, вторая половина - по партийным спискам.

Благое дело, если бы не одно "но". А дело в том, что нижняя палата Законодательного собрания Свердловской области формируется по этому принципу с 1996 года. И опыт показал: вариант далек от совершенства. Депутаты предыдущего созыва среднеуральской облдумы по "политическим соображениям" бездействовали на протяжении семи месяцев. Камнем преткновения стало председательство спикера Евгения Порунова, представителя партии "Наш дом - наш город" мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Оно не устраивало большую часть депутатов - сторонников губернатора Эдуарда Росселя. И это при том, что фракции-оппоненты в свердловской облдуме состояли в большинстве из представителей местных партий и движений. Что ждет законодательные собрания в случае формирования представительных органов региона по принципу, предлагаемому Госдумой, догадаться просто.

Десять плюс один

В Свердловской области на выборах в нижнюю палату Законодательного собрания - областную думу - предлагаемая Госдумой реформа дала сбой уже на этапе запуска положения, касающегося участия в региональных выборах исключительно федеральных партий.

В выборах участвовали десять федеральных партий, блоков и объединений. Единственное региональное движение - "За родной Урал" (ЗРУ), "флагом" которого стал свердловский губернатор Эдуард Россель, - воспользовалось возможностью пойти на выборы в последний раз. В результате волеизъявления среднеуральцев блоку Росселя удалось набрать почти треть голосов избирателей и получить семь мандатов из 14 возможных.

Интрига выборов состояла в том, что главным оппонентом губернаторского блока в ходе кампании стало региональное отделение партии власти, блок "Единства" и "Отечества" (ЕО) "Единая Россия".

Общий мотив кампании "единороссов", построенной на критике областной исполнительной власти: "Мы пришли, чтобы навести здесь порядок". Возглавившие партийный список региональные топ-менеджеры и политфункционеры внятной программы при этом не предложили. Зато пытались создать у избирателей ощущение, что деятельность их если и не санкционирована высшим руководством страны, то по крайней мере находит у него одобрение. Такое позиционирование вызвало недоумение, поскольку свердловское "Единство" и "Отечество" - не федеральная партия, а всего лишь "местные группировки". При этом фраза главного кремлевского идеолога Глеба Павловского "президент не является машиной для передачи своего рейтинга "Единой России"" у всех на слуху. Кульминацией кампании ЕО стала акция "Народный контроль". Свердловчанам предлагалось на специальных бланках-посланиях изложить волнующие их проблемы. Как утверждали организаторы, эти послания впоследствии должны быть переданы президенту России.

Предвыборная тактика ЗРУ строилась на базовом тезисе свердловского губернатора: эффективно решать проблемы региона могут только движения, имеющие местные корни. В период выборов Россель использовал административные рычаги, напрягая областной кабинет министров на предмет решения текущих проблем депрессивных территорий. В противовес "Народному контролю" губернаторский блок организовал в Екатеринбурге сбор подписей против "необоснованного завышения горадминистрацией тарифов ЖКХ". После того, как порядка ста тысяч подписей было передано областному премьеру Алексею Воробьеву, правительство области приняло решение снизить тарифы в областном центре, вызвав для объяснений "на ковер" мэра города Аркадия Чернецкого и руководителей коммунальных служб. PR-эффект акция дала: в Екатеринбурге, считавшемся вотчиной ЕО (кампанию его по сути вели люди Чернецкого), движение "За родной Урал" победило с большим отрывом.

Дебет и кредит

Нынешний расклад сил в свердловском Законодательном собрании являет собой наглядное пособие для идеологов реформы представительной власти на тему "Каким не должен быть региональный парламент". Россель уже контролировал избираемую по мажоритарной системе верхнюю палату, где подавляющее большинство сенаторов составляют близкие ему главы муниципальных образований и представители директорского корпуса. Теперь на ближайшие два года он обеспечил себе лояльность облдумы: из 28 мандатов 14 принадлежит его блоку. Эксперты не исключают, что с учетом дружественных ЗРУ депутатов губернатору удастся контролировать в нижней палате до двух третей голосов. Даже если через два года Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области будет избрана по новым правилам и сюда не попадут близкие Росселю главы администраций и их креатуры, у губернатора по крайней мере до 2006 года будут сохраняться достаточно крепкие позиции в избираемой по спискам облдуме. Несложно предсказать, насколько "конструктивно" в этом случае будут складываться отношения двух палат.

Дивиденды свердловского губернатора от победы на думских выборах не ограничились усилением его влияния в нижней палате парламента. По мнению политолога Виктора Акопова, для Росселя нынешняя кампания стала генеральной репетицией перед предстоящими в 2003 году губернаторскими выборами. Как раз в ее ходе губернатор и озвучил впервые намерение баллотироваться на третий срок. Одновременно Россель дал понять федеральному центру, что равнозначных ему по политическому весу фигур на Среднем Урале сегодня нет. Лидер региональной ячейки "единороссов" топ-менеджер Нижнетагильского металлургического комбината Сергей Носов - едва ли не единственная, по мнению Москвы, альтернатива Росселю на будущих выборах, - возглавив список ЕО, не только не смог составить ему серьезной конкуренции, но и оказался основательно втянут в сопровождавшие кампанию скандалы. Эксперты склонны считать, что неудача Носова в этой кампании значительно снизила его шансы стать губернатором на выборах 2003 года. Кстати, в том, что его однопартиец и глава столицы УрФО Аркадий Чернецкий вновь выставит свою кандидатуру на выборах губернатора, мало кто сомневается.

По мнению Виктора Акопова, если Кремль намерен взять в свои руки контроль над региональными парламентами, ему следует самому заниматься формированием стратегии своей партии на выборах в каждом из регионов. Иначе кампании по-прежнему будут сводиться к разборкам местных элит, как это случилось в Свердловской области.

Что Госдуме хорошо - регионам смерть

Законопроекты, зреющие в стенах Государственной думы и направленные на формирование региональных законодательных органов, приведут к столкновению интересов выдвиженцев федеральных партий и тех, кто получил депутатские мандаты (в мажоритарных округах) с помощью глав регионов и муниципальных образований. Исполнительную власть регионов лишили на будущее местного партийного ресурса, но она все еще обладает мощным административным ресурсом. И без ее поддержки стать депутатом региональных законодательных собраний будет непросто. Политолог Сергей Могила считает, что губернаторам и мэрам ничего не остается, как "проталкивать" в законодательные органы лояльных исполнительной власти кандидатов, поскольку от этого будет зависеть их политическое долголетие.

Отсюда вывод: Государственной думе, прежде чем в третьем чтении окончательно принять поправки к федеральному закону о выборах в региональные законодательные собрания, необходимо учесть имеющиеся территориальные наработки. В том числе - свердловские. А выборы в Свердловской области показали, что региональная партия власти способна не только конкурировать с федеральной партией власти, но и выигрывать у нее. Свердловский губернатор уже настаивает на том, что вмешательство Москвы в формирование региональных законодательных органов противоречит самому принципу государственного обустройства: "Россия - это федерация субъектов, а не унитарная страна".

Свердловская область