Еду и плачу

Дмитрий Носков
10 марта 2003, 00:00
  Урал

2003 год станет годом новой недорогой иномарки: она продолжит теснить отечественные авто. Не последнюю роль в этом процессе сыграют схемы кредитования потребительского спроса

Первые два месяца этого года во многом напоминали картину, царившую на автомобильном рынке летом прошлого года (см. ст. "Горячее лето 2002-го" в "Э-У" 31 от 26.08.02). Правда, без того ажиотажа, когда в ожидании роста таможенных пошлин покупатели опустошали салоны иномарок, а дилеры фиксировали кратное увеличение продаж. С 4 октября ГТК начал растаможку импортных авто по новым, серьезно возросшим ставкам. Определенность сыграла положительную роль: к концу года цены стабилизировались. Однако затишье оказалось временным. На этот раз веское слово сказал евро, обогнав американский доллар более чем на 15%. Эксперты между тем оценивают перспективы рынка сдержанно: рост будет, но о прошлогодних рекордах мечтать не стоит.

Евробрэнды: прорыва не ждем

Из-за того, что расчеты таможенных сборов ведутся в евро, все дилеры зарубежных компаний вынуждены были менять ценники. Более всего от высокого курса европейской валюты пострадали продавцы европейских и отчасти американских брэндов, чьи заводы-производители расположены в Европе. Часть возникших издержек, естественно, компенсировалась за счет потребителей. "Нам понятно, что все это временно, курс евро искусственно завышен из-за нестабильности в мире, - комментирует ситуацию директор компании " УралФрансАвто" Григорий Балакин. - Подвижки делаем и мы, и поставщики. Скидки, которые для нас делают поставщики, позволяют нам чувствовать себя на уровне с нашими японскими конкурентами".

В выигрышном положении оказались дилеры марок, "завязанных" на доллар.

- Все рекорды бьет Тоyоtа, неплохо начинает год корейская Daewoo с маленькими Matiz, - говорит директор автосалона " МС" Андрей Кононов. - Успехи корейских автостроителей, вернее корейско-узбекского СП "УзДэуАвто", связывают с появлением в модельном ряду прежде всего этой машины, способной конкурировать с продукцией АвтоВАЗа. В базовой комплектации корейская малолитражка стоит всего на 20 тыс. рублей дороже, чем самая навороченная "десятка".

У уральских дилеров Ford пока дела идут не блестяще из-за неотлаженной системы поставок. Однако начавшийся год сулит компании радужные перспективы: открылось серийное производство моделей Focus во Всеволжске (Ленинградская область). Низкая стоимость и высокое качество, обеспеченное американскими производителями, спровоцировали прямо-таки обвальный спрос на автомобили этой модели. Интерес рынка оказался настолько высок, что руководство всеволжского завода установило очередь для дилеров: последние будут отоварены только осенью.

Автомобили среднего ценового класса (от 20 до 30 тыс. долларов) оказались менее востребованы рынком, но и здесь эксперты ожидают серьезный рост покупательского спроса. Среди "долларовых" брэндов наилучшие позиции имеет все та же Тоyоtа, успешно продающая представительский седан Camry за 28 тыс. долларов в базовой комплектации. Для сравнения: дилеры Audi начинают отсчет цены на A6, машину того же класса, с 30 тыс. долларов.

В сегменте премиум, где как раз преобладают европейские автомобили, ситуация относительно стабильна, этот рынок менее остальных подвержен конъюнктурным колебаниям. Audi сохранит приверженцев, если только рынок не взорвет какая-нибудь новая конкурирующая модель (ожидается появление нового Mersedes Е-класса и новой "пятерки" BMW).

- Продажи премиум если и вырастут, то не намного, процентов на 10 - 15, - убеждена руководитель отдела продаж екатеринбургской компании "Концепт Кар" Светлана Гаврилина. - Об этом говорят практически одинаковые цифры прошлогодних продаж аналогичных автомобилей у японских конкурентов. До дефолта 1998 года средний класс покупал автомобили если не за 40, то за 30 тысяч, а за прошедший после кризиса период эта группа покупателей сузилась. Покупательский спрос поляризовался: гораздо лучше стали брать совсем дешевые автомобили, в то же время у дорогих автомобилей остаются свои приверженцы.

Мечта в кредит

Тот факт, что дешевые автомобили расходятся все лучше, свидетельствует: покупательские предпочтения среднего класса, представители которого могут себе позволить иномарку за 15 - 20 тыс. долларов, качественно изменились. Покупатели все чаще выбирают "рабочие лошадки", нежели навороченные, пусть и качественные авто. Увеличивается число потребителей, не только делающих выбор в пользу недорогой иномарки, но и иначе относящихся к структуре расходов в условиях относительной стабильности отечественной экономики.

Еще два года назад купить автомобиль в кредит было немыслимо, сейчас можно сделать это свободно. Практически все салоны Екатеринбурга работают по программам кредитования покупательского спроса. По сравнению с западными странами, банковские проценты по таким кредитам остаются на запредельно высоком уровне, однако платежеспособных потребителей это не смущает. Им проще внести 40% от стоимости машины и расплачиваться с банком в течение года-двух, а оставшиеся деньги потратить, скажем, на отдых за границей.

Схемы кредитования и приобретения автомобиля в лизинг довольно просты. В первом случае покупатель выбирает в салоне автомобиль, получает официальную справку о его стоимости и обращается в банк с просьбой о предоставлении кредита. После сбора необходимых документов, подтверждающих платежеспособность заемщика, банк в течение нескольких дней принимает решение о предоставлении кредита. Если решение положительное, банк уведомляет об этом покупателя, который оплачивает автосалону часть стоимости авто (размер оговаривается отдельно), недостающую сумму перечисляет банк. Покупатель уезжает из салона уже на собственном автомобиле. Рассчитываться он должен с банком. Проценты по рублевым кредитам - не меньше ставки рефинансирования ЦБ РФ (с недавних пор - 18% годовых).

Лизингом из-за более сложной процедуры оформления и предоставляемых налоговых льгот пользуются в основном юридические лица и чаще всего для покупки более дорогих машин. Предприятие заключает договор с лизинговой компанией или банком, работающим по лизинговым программам, и делает первоначальный взнос. Дальше лизинговая компания покупает авто в собственность и передает его потребителю. Последний контактирует с автосалоном, лишь когда выбирает модель. Далее он ежемесячно расплачивается с лизингодателем, постепенно выкупая автомобиль.