Идеи - даром

11 апреля 2005, 00:00
  Урал

Уральские банки могут предложить ряд конкретных мер, которые сделали бы сотрудничество с ИT-компаниями более эффективным. Те разработчики, которые первыми реализуют эти пожелания, смогут существенно расширить собственную клиентскую базу


Юрий Миронов

Советник президента Уральского банка реконструкции и развития Юрий Миронов:

- Если сравнить западных и российских разработчиков, мы увидим принципиальное отличие в их работе: в западных компаниях кроме самого продукта всегда есть устоявшиеся и четко формализованные технологии внедрения, расписанные буквально по шагам и не меняющиеся годами. Такой подход позволяет им четко прогнозировать успешность внедрения, избегать ошибок. На Западе - главное успешно внедрить. У нас - заполучить клиента, наладить с ним добрососедские отношения. Поэтому зачастую разработчики идут на уступки клиенту, на ходу изобретают алгоритм внедрения, одним словом, делают не "как надо", а "как понравится заказчику". Как ни парадоксально это звучит, я бы советовал разработчикам жестче общаться с банками, отстаивать свои принципы, не идти на поводу у клиента. Несоблюдение определенных правил и норм может привести к многочисленным негативным последствиям: перерасходу ресурсов, срыву сроков, трудностям оценки эффективности проекта.

Чтобы заполучить клиента, разработчики могут завышать собственные обещания, занижать сроки и бюджет проекта. Потом все это подлежит корректировке. Тактически поведение ИT-компаний оправдано - они захватывают рынок. Стратегически - неправильно. Идя на поводу у клиента, разработчики повышают вероятность неудачи проекта. А ведь ИT-компании кроме привлечения новых клиентов нужно сегодня заботиться о формировании собственной истории успехов. Клиент вскоре после внедрения забудет о том, что это он давил компанию, требовал изменить алгоритм внедрения или принципы построения системы. А все претензии посыплются на разработчиков.


Борис Дьяконов

Исполнительный директор Банка24.ру Борис Дьяконов:

- В качестве основной программной платформы мы используем автоматизированную банковскую систему достаточно крупного разработчика. Когда нам необходимы какие-либо существенные изменения или дополнения к системе, приходится посылать запрос в ИT-компанию на доработку программного обеспечения. А так как компания не маленькая, запросов к ним поступает много, то и оперативность их обработки не высока. Чтобы оптимизировать работу с клиентами, я бы предложил ИT-компаниям предусмотреть возможность частичной самостоятельной доработки программного обеспечения клиентом. В противном случае получается, что запросы на доработку обрабатываются слишком долго, а порой для банков критичными являются именно сроки, в которые должны быть внесены изменения в систему, так как они чаще всего связаны с выводом на рынок новой услуги (продукта) или новыми требованиями Центрального Банка. И когда желаемые сроки не совпадают с фактическими, возникает конфликт между заказчиком и ИT-разработчиком.

Поскольку возможность самостоятельной доработки ИT-компании предоставляют редко и неохотно, многие банки принимают решения о разработке собственных продуктов, так как "универсальные" тиражные продукты почти всегда требуют доработки в конкретные сроки, а разработчики не всегда могут соответствовать этим требованиям. Это не очень хорошо, поскольку самостоятельная разработка и внедрение, в среднем, более затратны и менее эффективны. Таким образом, основные требования к ИT-компаниям можно сформулировать следующим образом: программное обеспечение должно быть удобно в работе для ИT-подразделения банка, позволять оперативно вносить изменения в соответствии с запросами внутренних клиентов банка, хорошо интегрироваться с различными программными комплексами кредитных организаций.


Вячеслав Лаптев

Начальник управления информационных технологий СКБ-банка Вячеслав Лаптев:

- Не так давно разработчики ИT начали предлагать системы банковского управления, так называемые системы "хранилищ данных" для целей внутрибанковской аналитики: составления бюджетов, балансов будущих периодов и так далее. Но потребности банков в таких системах не совпадают с предложениями разработчиков. Либо это неоправданно дорогие решения, основанные на западных системах, либо решения, которые не удовлетворяют банки по функциональным требованиям. Та ИT-компания, которая сможет предложить оптимальное решение, которое удовлетворило бы банки как по полноте функционала, так и по цене, на мой взгляд, получит крупные дивиденды. Необходимость такого решения сейчас подхлестывается предстоящим введением новых требований финансовой отчетности - по международным стандартам.

Кроме того, основной недостаток в работе ИT-компаний - низкий уровень поддержки систем с их стороны. Разработчики часто не видят истинных потребностей банков, и им кажется, что требования банков завышены или неадекватны. Есть несколько примеров, когда мы приглашали к себе специалистов или менеджеров среднего звена компании-разработчика, оплачивали им пребывание здесь, например, в течение недели, только для того, чтобы они увидели, какие на самом деле проблемы возникают перед банком при эксплуатации их продукции. После этого разработчики понимали, что запросы банка - не капризы, а реальные потребности. Нам необходимо проведение постоянных консультаций, прямых линий, быстрое реагирование на ошибки в системах и изменения в потребностях банковского бизнеса. Сегодня временной разрыв между пожеланиями, которые высказывает банк в связи с развитием бизнеса, и реализацией этих пожеланий со стороны ИT-компаний слишком велик.