Давай по-быстрому

Русский бизнес
Москва, 21.06.2010
«Эксперт Урал» №24 (425)
Кризис не принес на рынок общепита качественных изменений. Они произойдут, когда потребитель станет более требовательным

Крупнейшая сеть быстрого питания «Макдоналдс» заявила о том, что в течение 2010 года планирует открыть два ресторана в Магнитогорске (Челябинская область): с администрацией уже согласовывается их расположение. Местные игроки паникуют: американский конкурент отберет у них клиентов.

Интерес игроков к рынку фаст-фуда логичен: население оптимизировало расходы на услуги непервой необходимости и теперь предпочитает пафосным ресторанам заведения попроще. Компании, работающие в других форматах, повлиять на ситуацию не могут: их удел — ждать восстановления спроса.

На бутербродах

Если с 2005 по 2008 год оборот рынка общественного питания в России рос в среднем на 13% ежегодно, то в 2009 году, по данным Росстата, он сократился на 13,5% (с 815 до 705 млрд рублей). На территории Урала и Западной Сибири лидеры падения — севера: Тюменская область (минус 20%), Югра (минус 27,5%) и ЯНАО (минус 32,5%). Незначительный рост зафиксирован только в Пермском крае — 2,7%.

Общепит просел втрое серьезней рынка платных услуг в целом: в федеральном разрезе в 2009 году его объем уменьшился на 4,3% (с 4,6 до 4,4 трлн рублей). Больше всего пострадали дорогие рестораны: по оценке компании «Бизнес Аналитика», в 2009 году в среднем по России они потеряли 37% выручки. В плюсе только фаст-фуд — 10,5%.

— Смещение спроса в пользу низких и средних ценовых предложений ожидаемо, — поясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Наиболее устойчивое положение сегодня занимают демократичные концепции: сектор быстрого/уличного питания и рестораны среднего ценового сегмента. Компаниям, оперирующим в этих форматах, удалось сохранить показатели, а лидеры рынка вовсе продемонстрировали рост и продолжили развиваться.

По данным «Бизнес Аналитики», количество недорогих ресторанов в 2009 году по сравнению с 2008-м в целом по стране увеличилось на 2,2%, заведений фаст-фуда — на 2,5%, кофеен — на 4,2%. Кафе и закусочных стало меньше на 3% (специалисты связывают это с закрытием казино и залов игровых автоматов), ресторанов высокой кухни — на 0,4%.

Полноценная региональная статистика отсутствует, однако в администрации Екатеринбурга сообщили, что в 2009 году по сравнению с 2008-м количество заведений быстрого обслуживания выросло на 6%, кафе и закусочных — на 10%, ресторанов — на 13%, баров — на 25%. Средний темп роста соответствует 2008 году. Причина — рынок общепита далек от насыщения.

В кризис наиболее стабильным оказалось положение сетевых игроков. «Сети кафе и закусочных снижения выручки не заметили, а у одиночных оно составило 23%, — констатирует руководитель отдела компании “Бизнес Аналитика” по работе с HoReCa Алексей Раннев. — Это объясняется несколькими причинами: крупные компании охотнее кредитуют, у них есть возможность “продавливать” поставщиков, добиваясь более низких закупочных цен. Добавим сюда известность брендов и более профессиональный, по сравнению с независимыми компаниями, менеджмент».

«Еще одна причина стабильности сетей — использование франчайзинга. Так, за кризисный 2009 год в УрФО заработали семь наших новых заведений: четыре в Челябинске, по одному в Магнитогорске, Тюмени и Екатеринбурге», — рассказала консультант по развитию сети ресторанов быстрого питания Subway Татьяна Богомякова.

Путь к желудку

Стабильное финансовое положение сетевых компаний позволяет им расширяться и сейчас. В 2010 году «Макдоналдс» хочет запустить в России 40 заведений (сколько из них в регионах не уточняется). А тот же Subway до 2015 года планирует открыть тысячу фаст-фудов по стране, из которых 80 — 100 на Урале. Объем инвестиций в каждую точку — в среднем 3 —5 млн рублей.  

Появление многочисленных независимых игроков в 2010 году вряд ли возможно. Бизнесменам не стоит рассчитывать и на то, что им удастся попасть на фуд-корты в торговых центрах. Во-первых, большинство из них уже заполнено, а новые ТЦ почти не строятся. Во-вторых, к выбору арендаторов центры подходят очень внимательно. Управляющая ТЦ «Мега» (Екатеринбург) Лилия Ненашева: «Для нас важно предложить покупателям разнообразные кухни, обеспечить стабильное высокое качество и широкий ассортимент. Существенную роль играет и узнаваемость бренда».

Большинство работающих сегодня предприятий общепита ощущают сокращение количества клиентов. В ближайшей перспективе попытки их вернуть бесполезны.

— Если до кризиса в вашем кафе питались сотрудники из соседних офисов, а теперь они носят еду из дома, то вернуть их не удастся никакими усилиями, — говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов. — Появятся деньги — придут сами.      

В подготовке материала принимала участие Дарья Ужегова

Новости партнеров

Реклама