Кооперация, диверсификация и имидж

Артем Коваленко
28 октября 2019, 00:00
  Урал

Челябинская область совершенствует инвестиционную политику

Бизнес-сообщество в лице вице-президента «Опоры России» Александра Калинина (на фото справа) поддержало инициативу губернатора Алексея Текслера по снижению ставки в упрощенной системе налогообложения

К 2024 году поток инвестиций в Челябинскую область по сравнению с показателями 2018 года (259 млрд рублей) должен вырасти минимум на треть. Такую задачу перед региональным правительством поставил губернатор Алексей Текслер. Она осуществима при выполнении нескольких условий. Первое — активная политика привлечения инвесторов, обеспеченная актуальными мерами поддержки. Должен применяться комплексный подход: налоговые льготы, финансовая помощь и административное сопровождение. Второе — готовая инфраструктура: индустриальные парки, земельные участки, промплощадки, рекреационные объекты. Третье — наличие кадров для новых производств.

— Необходима настройка налоговых преференций и иных стимулов для инвесторов, — объясняет Алексей Текслер. — Разработан и подписан областной закон об инвестиционном вычете по налогу на прибыль, который дает преференции для резидентов промышленных кластеров, участников нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Кроме того, идет работа по расширению мер господдержки для малого и среднего бизнеса. Готовится корректировка ставок по упрощенной системе налогообложения. Но и этого недостаточно: нужно существенно активизировать работу по привлечению инвестиций. Совет по улучшению инвестклимата не собирался около полугода — из-за отсутствия проектов.

На этот раз совет рассмотрел три проекта: строительство жилья, детского сада и модернизацию производства. Принято решение о выделении в аренду без торгов земельных участков компании «Трест Магнитострой» в челябинском микрорайоне № 19-1 для многоэтажной жилой застройки. «СтройДом» без торгов сможет арендовать территорию в Ленинском районе Челябинска для строительства детсада на 290 мест. Объем инвестиций — 240 млн рублей. Объект будет построен за счет инвестора и введен в эксплуатацию до конца 2020 года. Еще один земельный участок в аренду без конкурсных процедур для масштабного проекта модернизации производства получит НПО «Радиотехнические системы».

— Три инвестпроекта за полгода — явно недостаточно. Мы не сможем обеспечить экономический рост без увеличения темпов привлечения инвестиций, — заявил губернатор. — Требуются кардинальные изменения в инвестиционной активности на всех уровнях, в первую очередь региональном и муниципальном.

Как регион будет выстраивать систему работы с инвесторами?

Шаг первый — ориентация на привлечение инвестиций

— Сейчас все министерства, включая воссозданный Минпром (занимается в том числе развитием современных промышленных групп), а в части малого бизнеса и другие институты, например «Территория бизнеса», должны быть ориентированы на всестороннюю помощь инвестору, если он приходит и говорит, что готов развивать бизнес, — подчеркивает Алексей Текслер. — Я предложил конкретную инициативу: инвестору, запустившему абсолютно новое производство, после того, как оно начнет работать, из его налогов в областной бюджет компенсировать часть затрат на общую инфраструктуру. Все строят линии электропередачи, подъездные дороги к своему предприятию, и эти дороги часто использует не только предприятие. И так далее. Я готов эту инфраструктуру финансировать, но сначала постройте предприятие. Это из серии «утром стулья — вечером деньги». Создадим такие условия, что ни у кого не будет никаких сомнений, что мы поддерживаем инвесторов. Помимо инфраструктуры будем развивать социальную сферу. Например, потенциальный резидент ТОСЭР в Бакале спрашивал, как ему инвестировать в территорию, где даже больницы нет. Кого он сюда привезет, как будет развивать здесь бизнес?! Только создавая грамотные условия, можно привлечь капитал в регион.

По словам губернатора, основной вопрос, который ему задают инвесторы, простой: «вы сможете гарантировать, что к нам не будет никаких вопросов, претензий, пересмотров правил игры, что никто не придет и не предложит поделиться бизнесом, и прочее». Проблема актуальна: «Когда раньше здесь реализовывались проекты, коллеги мне рассказывали, что делали это вопреки и старались близко к администрации не подходить, чтоб лишних вопросов не задавали. Сейчас я говорю, что готов оказывать максимальную помощь».

Шаг второй — инфраструктурная поддержка

В области созданы пять ТОСЭР: Верхний Уфалей, Бакал, Озерск, Снежинск и Миасс. В областном Минэкономразвития подчеркивают, что ТОСЭР — особый организм, который будет жить и плодотворно функционировать только в том случае, если с бизнесом выстроены партнерские, даже дружеские отношения: «И мы, и муниципальные власти в рамках своих компетенций готовы оказывать поддержку потенциальным резидентам на всех этапах — от составления бизнес-плана до старта производства, выхода на запланированные мощности и т.д. Но инициативу должны проявить в первую очередь предприниматели, готовые работать, сотрудничать и создавать предприятия».

Главная претензия к ТОСЭР — небольшое количество проектов: их 14 на все пять территорий.

— В сорокатысячном городе Пермского края Чусовом количество рабочих мест, созданных в ТОСЭР, больше, чем в наших пяти, где живет более 100 тысяч. Это, конечно, не устраивает, — заявил губернатор. — Региональные власти должны активно искать инвесторов. Раньше в основном это делали муниципалитеты, но их возможности ограничены. И сам формат ТОСЭР надо продвигать. Например, в программе Иннопрома-2019, куда приехал весь промышленный бомонд страны, мира, не было ни одного мероприятия по развитию ТОСЭР. Как мы собираемся продвигать ТОСЭРы, их возможности, если никто о них не знает?!

Выявить «узкие места» в деятельности ТОСЭР намерены областной Союз промышленников и предпринимателей и региональный Минпром, сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

Еще один инфраструктурный институт, на который делают ставку региональные власти, — кластеры. В октябре Минпромторг РФ аккредитовал четвертый в Челябинской области промышленный кластер — специальной экипировки. Его участники получили дополнительные возможности для реализации совместных проектов по созданию новых продуктов, снижения издержек, повышения производительности труда. Инициатором формирования кластера год назад выступило НПО «Зюраткуль» (Сатка), 25 лет выполняющее задания

гособоронзаказа на поставку средств индивидуальной бронезащиты, комплектов боевого снаряжения и вещевого имущества для Минобороны РФ и других силовых ведомств. С самого начала кластер приобрел межрегиональный характер: в него вошли десять промпредприятий Челябинской области и Башкирии.

— Цель создания — модернизация отрасли легкой промышленности и наращивание производства высокотехнологичной продукции, а также формирование кооперационных цепочек внутри региона и за его пределами. Через год существования можно говорить о первых успехах. Показатели предприятий-участников заметно улучшились: численность их сотрудников увеличилась почти на 12%, аналогично выросла выручка от реализации произведенных товаров, работ и услуг, примерно на 13% — доля налоговых отчислений. Внесение в федеральный реестр даст дополнительные возможности для дальнейшего развития, — комментирует первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Ирина Акбашева.

Увеличивать производственный потенциал предприятий-флагманов за счет модернизации мощностей предлагается с использованием средств льготного финансирования 035_expert_ural_43-1.jpg
Увеличивать производственный потенциал предприятий-флагманов за счет модернизации мощностей предлагается с использованием средств льготного финансирования

Аккредитация позволяет применять к участникам кластера меры господдержки. В 2019 году подписан областной закон об инвестиционном вычете по налогу на прибыль, который дает резидентам кластеров преференции. Минпромторг РФ сейчас занимается переформатированием мер стимулирования кластерной деятельности.

В рамках кластера спецэкипировки реализуются два проекта: ГК «Зюраткуль» осваивает производство инновационной утепленной и неутепленной рабочей и специальной одежды (инвестиции — 500 млн рублей); «Втор-Ком» — нетканых материалов (545,3 млн рублей).

— Наша задача — максимально встроить предприятия региона в крупные системные производственные циклы. Это позволит равномерно обеспечить загрузку мощностей, максимально использовать компетенции, повысить региональную конкурентоспособность, — итожит губернатор.

Шаг третий — диверсификация

С новыми производствами придут новые инвестиционные потоки, новые рынки. Сейчас в структуре промпроизводства преобладают обрабатывающие отрасли, при этом львиную долю составляет металлургия. Диверсификация позволит региону не зависеть от мировой конъюнктуры цен на металлы. «Есть потенциал в машиностроении, приборостроении, ИT-сфере, — оценивают возможности в областном правительстве. — Например, продукция местного машиностроения имеет рынок сбыта в регионе, так как на Южном Урале серьезно развит агропромышленный комплекс. Но есть и хорошие перспективы по освоению новых рынков, прежде всего азиатских».

— Челябинский Минпром займется региональными мерами поддержки, заточенными под развитие машиностроения, металлообработки, других современных производств, — подчеркивает Алексей Текслер.

Еще два сектора, которые станут точками притяжения дополнительных инвестиций, — АПК и туризм.

Регион занимает первое место в России по выпуску макаронных изделий, второе — по мясу птицы, третье — куриному яйцу. Челябинские предприятия заинтересованы в наращивании мощностей и экспортных поставок. Перспективные направления — экспорт мяса всех видов, растительных напитков, тепличной и молочной продукции, зернобобовых и масличных культур. Например, агрохолдинг «Равис» (производит около 100 тыс. тонн мяса птицы) ежегодно инвестирует в модернизацию мощностей 400 млн рублей.

— В этом году первые 2 тыс. тонн продукции будет напрямую поставлено в Китай. Раньше наши продукты попадали на этот рынок через Гонконг, Вьетнам. В этом году мы третьи в России, после компаний «Черкизово» и «Мираторг», зашли напрямую на китайский рынок вместе с компанией «Агроэкспорт». И поражены шквалом запросов. «Равис» в первой двадцатке тех, кому открыта дорога на китайский рынок, — рассказал генеральный директор агрохолдинга Андрей Косилов. — Поставлена задача по продвижению на этот рынок субпродуктов.

Развитие туристической отрасли Алексей Текслер связывает с инфраструктурой, развитием национальных парков и традиционных мест отдыха в регионе:

— К нам любят приезжать из соседних областей. У нас большой потенциал для развития туризма, и событийного, и культурного. Много художественных промыслов, о которых не так много знают: их можно развивать. Есть исторические места, промышленный туризм. Нужна инфраструктура. Потому что там, где возникает инфраструктура, любая, в первую очередь дорожная, электроэнергетическая, газовая, сразу возникает экономическая жизнь. И нужно изменить имидж региона, сделать его более привлекательным для туризма.

Развитие туризма — один из приоритетов региональной власти: особое внимание будет уделяться благоустройству природных парков 036_expert_ural_43-2.jpg
Развитие туризма — один из приоритетов региональной власти: особое внимание будет уделяться благоустройству природных парков

Шаг четвертый — участие в федеральных программах

Это одно из ключевых направлений. «Коллегам из правительства я поставил задачу — работать над получением дополнительных средств. Тут есть разные моменты. Большой объем средств выделяется государством на национальные проекты. Не все регионы могут справиться со своевременной подготовкой проектно-сметной документации, есть конкуренция за проекты, и во многом нет распределительной системы. Кто первым «добежал», представил и решил задачу, тому эти средства и выделяются. Я гарантировал каждому из отраслевых вице-губернаторов, что дополнительные средства пойдут на развитие того направления, за которое он отвечает. Очень часто поступление федеральных денег означало, что региональные средства снимались и направлялись на другие цели, так что не было мотивации бороться. Сейчас система мотивации для областного правительства изменена, — подчерк­нул глава региона. — Плюс мы получаем дополнительные средства на подготовку к саммитам ШОС и БРИКС. Все средства, которые были запланированы, распределены в нашу пользу. Это большие ресурсы, больше 10 млрд рублей только прямых денег в областной бюджет. Также многие федеральные структуры напрямую получают средства. В целом господдержка региона по данному направлению исчисляется суммой около 15 миллиардов».

Шаг пятый — способствовать модернизации мощностей предприятий-флагманов

Развивать производственный потенциал предлагается с использованием средств льготного финансирования. Такие возможности доступны в Фонде развития промышленности — федеральном и региональном.

— Я со всеми нашими крупными предприятиями общаюсь регулярно: как они себя чувствуют, как развиваются, как ситуация на рынках, — рассказывает губернатор. — Разговаривал с руководством ММК, Виктором Рашниковым, руководством «Мечела» и так далее. Постоянно нахожусь в понимании того, где есть проблемы, чтобы можно было быстро реагировать на ситуацию. По всем крупным компаниям есть планы развития.

Например, «Мечел» собирается реализовать на предприятиях челябинской промышленной площадки экологическую программу сроком до 2024 года. Инвестиции — около 10 млрд рублей, выбросы загрязняющих веществ снизятся на 14,2 тыс. тонн в год. Модернизация затронет все основные производственные участки ЧМК: кислородно-конвертерный, доменный, прокатные цеха. На «Мечел-Коксе» перевооружение коснется бензольного отделения в цехе улавливания № 1, коксового цеха № 1, будут заменены два газосборника на коксовой батарее № 8.

Шаг шестой — поддержка малого и среднего бизнеса

— Планируем увеличить количество занятых в сфере МСП минимум на 25%. Ставим минимальную планку роста оборота в сфере МСП в 30%. Для достижения этих показателей реализуем конкретные меры поддержки, в частности будем уточнять налоговые ставки по упрощенной налоговой схеме. Рассчитываю, что снижение ставок, на которое мы готовы идти, даст серьезный импульс для развития бизнеса и в перспективе приведет к росту, а не снижению поступ­лений в бюджет, как в свое время было с введением плоской шкалы по НДФЛ, — надеется Алексей Текслер.

Кроме того, по его мнению, необходима дальнейшая докапитализация льготных инструментов финансирования малого и среднего предпринимательства:

— Мы видим, что они востребованы.

В том числе когда необходима модернизация действующего бизнеса или оборотный капитал. За полтора года активной деятельности региональной микрофинансовой организации выдано более 220 займов на общую сумму свыше 400 млн рублей. Региональная гарантийная организация за время существования обеспечила выдачу 2 тыс. поручительств. Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Будем работать над расширением кредитования. 

— Общий объем выданных предпринимателям региона гарантий и поручительств в рамках Национальной гарантийной системы превысил 7,2 млрд рублей, что позволило малым и средним компаниям привлечь 15,9 млрд рублей кредитных средств для реализации проектов в приоритетных отраслях экономики, — дополняет генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман.

Восьми региональным проектам может быть оказана кредитно-гарантийная поддержка Корпорации. В их числе строительство Южноуральского завода стеклянной тары, финансирование открытия производственной площадки компании «Уральский родник» и расширения производства завода «СпецАгрегат». Общий объем инвестиций — 1,1 млрд рублей.

— Необходимо быть ближе к нуждам бизнес-сообщества, предлагать реальную помощь, снизить существующие административные барьеры. Помимо мер господдержки надо создавать такую атмосферу, чтобы человек не боялся открывать собственный бизнес, — резюмирует Алексей Текслер. — Ставка будет делаться не на глобальные стратегические проекты, а на развитие потенциала малого и среднего предпринимательства.