Москва не уступила Тегерану

Евгения Новикова
26 сентября 2006, 15:36

Запуск АЭС в Бушере пройдет по формату, предложенному Россией: сентябрь 2007 года – физический пуск, ноябрь 2007 года – энергетический. Поставка топлива – не ранее шести месяцев до запуска. Такое дополнительное соглашение к контракту по строительству АЭС «Бушер» подписано сегодня.

Отметим, эти условия были определены летом этого года группой экспертов Организации по атомной энергии Ирана и российского «Атомстройэкспорта». Но вчера Тегеран внезапно поменял позицию – прибывшая в Москву делегация во главе с Голямрезой Агазаде, вице-президентом Ирана и главой Организации по атомной энергии, выразила недовольство предлагаемыми российской стороной сроками строительства. В ходе переговоров вице-президент попытался оказать давление на российских коллег. «Если российский подрядчик окажется неспособным завершить Бушерский проект, Иран готов закончить его самостоятельно», - заявил вчера Агазаде.

Переговоры были отложены до согласования технических деталей. Глава Росатома Сергей Кириенко предложил обсудить нюансы со специалистами «Атомстройэкспорта» и выразил готовность завершить строительство в более ранние сроки, если позволят специалисты-атомщики, сообщили «Эксперт Online» источники, близкие к переговорам. В итоге иранская сторона признала: раньше, чем через год, АЭС Тегерану не получить – по чисто техническим причинам. И никакой политики! Впрочем, стороны сообщили, что через три месяца еще раз проанализируют ход завершения строительства и, возможно, сократят сроки.

Единственное серьезное требование, которое выдвигает МАГАТЭ к АЭС, – безопасность. Проект в нынешнем виде не вызывает сомнений у МАГАТЭ. Ядерное топливо будет поставлять Россия, а затем принимать отработавшее обратно для захоронения на своей территории. Если достройку отдать на откуп иранцам, то Россия не сможет завозить на Бушер топливо, опасаясь того, что строительные технологии не были соблюдены. Ирану придется искать обогащенное топливо или вырабатывать его самостоятельно, а это уже нарушение договора о нераспространении. Этого допустить нельзя. 

Согласно проекту, отработавшие топливные сборки с плутонием будут храниться на территории Ирана в течение пяти лет под контролем МАГАТЭ. Специалисты из агентства рассказали «Эксперт Online», что требования нераспространения будут соблюдены жестко: выделить плутоний из сборок нельзя. Ведь если допустить, что злоумышленник проникнет в охраняемую зону, заберется в хранилище и разберет комплект, мгновенно сработают датчики радиации, так как поток излучения резко возрастет. Контрольные инструменты МАГАТЭ  работают автоматически и непрерывно, утверждают специалисты.

Тем временем все больший интерес Иран проявляет к развитию ядерной энергетики. Приехав в Москву, делегация из Тегерана сообщила, что уже подготовила необходимую документацию для объявления тендера на строительство двух новых АЭС мощностью по 1000 МВт каждая. «Однако для объявления тендера мы ожидаем улучшения политического климата», - заметил вице-президент Ирана. Так Тегеран дал понять Москве, что она рискует потерять привлекательные контракты, если вопрос с темпами строительства в Бушере не будет решен в иранском формате. Но сейчас Москва не слишком претендует на выполнение этих проектов, хотя не  исключено, что от участия в тендерах не откажется. Такое мнение «Эксперт Online» высказали специалисты-атомщики. Бушерский проект был очень интересен тринадцать лет назад, когда популярность собственных АЭС падала. Сегодня ситуация изменилась. Предприятия ядерного цикла загружены. Кто построит АЭС для Тегерана?  Скорее всего, в тендере примут участие четыре страны, имеющие право на сооружение атомных станций: США, Франция, Россия и Великобритания. Но совершенно очевидно, что пока существует понятие «ядерное досье Ирана», о проведении такого рода конкурса говорить бессмысленно.