Корреспондент британского телеканала Sky News Алекс Кроуфорд, сопровождаемый оператором, взял в понедельник интервью у одного из командиров движения «Талибан» Мохаммеда Амина. Беседа проходила в Пакистане, близ границы с Афганистаном, под грифом абсолютной секретности, поскольку за Амином охотятся как власти Пакистана, так и силы НАТО.
«Американцы используют журналистов как шпионов. Мы очень недовольны работой западных журналистов», - начал свой разговор с журналистом Амин. «Мы хотим, чтобы с нами действовали честно», - сказал он, добавив, что Кроуфорду он доверяет, но тому следует быть осторожнее. К тому же Амин намерен проследить будущий материал журналиста. Кстати, неспроста. Напомним, что в сентябре этого года один из лидеров талибов Мулла Дадулла предупреждал работников СМИ, что талибы будут безжалостны к ним, если в будущем они станут использовать неверную информацию, поставляемую НАТО или силами коалиции. «Таких журналистов нам позволяет убивать исламское право», - отмечал Дадулла.
Сегодня в распоряжении Мохаммеда Амина находятся 85 боевиков. Командир талибов организовывает нападения на британские войска, базирующиеся в Южном Афганистане. Кроме того, Амин лично участвует в «сопротивлении иноземным захватчикам» и уверил журналиста, что у талибов достаточно ресурсов и сил. «НАТО говорит, что у него оружия на пять миллионов долларов, но у нас, талибов, намного больше», - отметил он. По словам Амина, основная база "Талибана" расположена на юге страны, но она далеко не единственная. Оружие поставляется из Китая и России, однако лучшим своим оружием Амин назвал террористов-смертников. Вместе с тем никакой помощи его боевикам со стороны пакистанских властей и военных нет. Огромную помощь боевикам оказывают и простые жители Пакистана.
«Да, убийство обыкновенных людей в Европе допустимо, потому что это люди, которые голосовали за это правительство (Блэра и Буша. - "Эксперт Online"). Они пришли в наши дома и напали на наших женщин и детей. За этим стоят обыкновенные европейцы, а потому мы их не пощадим. Мы убьем их и посмеемся над ними так же, как они убивали нас и смеялись над нами», - сообщил Амин. «Существует старая афганская поговорка: за каждого убитого нашего – сотня их. И мы не сдадимся сотню лет», - добавил боевик.
Причина подобной жестокости проста - месть. Талибы намерены покарать европейцев за их действия в Ираке.
Новой "Аль-Каидой" назвал "Талибан" и президент Пакистана Первез Мушарраф, только «намного опаснее». Мушарраф отметил, что талибы интегрированы в культуру, традицию и язык. Они носят ту же одежду, что и обычные граждане Пакистана, разделяют ту же веру, их взгляды поддерживает значительная часть населения. В определенном смысле талибы – это пакистанцы, а пакистанцы – это талибы. Это означает, что многие боевики могут найти и находят прибежище в Пакистане среди тех, кто не признает решение Мушаррафа сотрудничать с США и поддерживает «борьбу» «Талибана». Это заявление смотрится особенно любопытно на фоне прошедшей сегодня в ряде афганских СМИ информации, что НАТО готово уступить местным силам безопасности контроль над некоторыми районами на юге Афганистана. По сведениям СМИ, военные при этом ссылаются на уважение воли местного населения, которое «изъявило желание обеспечивать свою безопасность своими силами».
Талибы, или «ученики», возникли как движение в начале 70-х. Первоначально под этим названием подразумевали учащихся духовных учебных заведений – медресе, расположенных в основном в пуштунских районах Пакистана (северо-западная провинция Пакистана и его Белуджистан). Духовные училища в приграничных районах Афганистана и Пакистана создавались специально для обучения афганских беженцев и борцов «сопротивления», то есть моджахедов. По традиционной версии, еще во время советско-афганской войны в структуре пакистанской разведки было создано специальное подразделение, собиравшее на афганской территории, в районах проживания пуштунов, мальчиков, оставшихся без родителей. Их вывозили в лагеря под Пешавар, где учили военному делу и основным исламским догмам. Это подобие янычарского войска и стало основой «Талибана». В сентябре 1996 года стремительно выросшая партия захватила Кабул. Вне контроля талибов остался лишь север Афганистана (10-15% территории).
На следующий день после теракта 21 сентября 2001 года США обвинили талибское руководство в пособничестве «Аль-Каиде» и, угрожая применением силы, потребовали от него выдачи ее лидера Усамы бен Ладена. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты разорвали дипломатические отношения с талибами.
7 октября 2001 года войска США и их союзников совместно с отрядами Северного альянса начали военную операцию в Афганистане. После падения 9 ноября Мазари-Шарифа провинции одна за другой стали переходить на сторону антиталибской коалиции. 12 ноября талибы были вынуждены оставить Кабул, а к 9 декабря отступили в пограничные с Пакистаном районы. Многие радикально настроенные талибы находятся в тюрьмах, в эмиграции или ушли в подполье.
Вместе с тем эксперты не склонны считать, что заявление одного из командиров движения «Талибан» повлечет за собой какие-то серьезные последствия. «"Талибан" загнан в угол. Время от времени им необходимо заявить о себе», - отметил «Эксперту Online» директор Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН Александр Шумилин. Очередной виток усиления активности талибов в Афганистане он связал с попыткой передать командование от войск НАТО местным властям, в целом же появление ряда заявлений представителей «Аль-Каиды» с новыми угрозами в адрес Запада обусловлено политической обстановкой в США и Европе. В Америке не за горами президентские выборы, а в той же Великобритании, которой угрожают сильнее всего, не утихает дискуссия относительно целесообразности присутствия войск НАТО. «В Ираке, например, цель несколько иная, нежели в Афганистане, - это нанесение политического ущерба Западу», - отметил Шумилин. Вместе с тем он напомнил, что сейчас у мусульман заканчивается месяц Рамадан, «и есть непрямая связь - Рамадан все-таки месяц мира, но некоторые радикалы трактуют его как месяц утверждения исламских ценностей и утверждают их таким путем».
Однако от плановой активности исламистов не стоит ждать немедленных налетов на Лондон или Нью-Йорк.