Эстонская деприватизация

10 ноября 2006, 17:02

После длительных споров правительство Эстонии приняло решение о деприватизации Эстонской  железной дороги (ЭЖД). Правительство  расторгнет  договор с компанией Baltic Rail Services OU и выкупит  принадлежащие ей 66% акций Эстонской  железной дороги. Остальные 34% акций уже принадлежат государству. Для вступления решения правительства в силу необходимо утверждение парламентом. Сегодня же был одобрен проект закона о деприватизации.

Подписать договор о покупке государством 66% процентов акций поручили министру экономики и коммуникаций  Эдгару Сависаару. Сумма сделки оценивается в 2,35 млрд крон. После перехода железной дороги в руки  государства управлять ею будет министерство экономики и коммуникаций.

В Эстонии давно велись споры по поводу судьбы железной дороги. Правые утверждали, что государство не может быть хорошим хозяином. Бывший премьер-министр страны республиканец Юхан Партс всячески обвинял своего преемника Ансипа в том, что он предает реформистскую идеологию, позволяя реприватизировать ЭЖД. Однако премьер был непреклонен: если 66% ЭЖД не вернется государству, то контроль над стратегически важной частью инфраструктуры может захватить российский бизнес в лице «проминвесторов». Об этом сообщила газета «Молодежь Эстонии».

Спорили и о «справедливости» цены выкупаемого государством пакета акций ЭЖД. По утверждению Партса, правительство переплатит при выкупе дороги по меньшей мере 0,5 млрд крон. Тем не менее сегодня порешили на том, что дорогу выкупят. Видимо, эстонцам выгоднее переплатить, чем допустить, чтоб ЭЖД досталась российским бизнесменам.

Государство продало ЭЖД в 2001 году за 1 млрд крон. Однако в связи с невыполнением покупателем ряда  условий приватизационного договора правительство решило отказаться от его услуг.