С дороги в космос

Евгений Уткин
7 декабря 2006, 12:14

Европейский оператор спутниковой связи Eutelsat поменял крупнейшего акционера: 32% акций неожиданно приобрел испанский оператор платных дорог Abertis.

В ожидании окончательного решения о слиянии операторов платных автодорог, испанского Abertis Infraestructuras и итальянского Autostrade, испанцы решили потратить свои деньги на приобретение крупнейшего европейского спутникового оператора. За 1,1 млрд евро Abertis купил 32% акций Eutelsat, превратившись в главного акционера и таким образом опередив французский фонд Eurazeo,  который владеет 25,5%. Акции испанцам продали инвестиционные фонды Texas Pasific и Spectrum Equity Investors, группы Cinven и Goldman Sachs.

По оценкам экспертов, это неплохое приобретение для испанцев. Имея 23 геостационарных спутника, Eutelsat контролирует треть европейского рынка спутниковых услуг и 13% мировых. Кроме того, Eutelsat владеет 27,7% испанского спутникового оператора Hispasat. У него твердые финансовые показатели: в 2005 году при обороте 791 млн евро Eutelsat получил 102 млн чистой прибыли. Причем, как говорят в самом Eutelsat, генеральный директор итальянец Джулиано Берретта хотел продать акции своей компании итальянским или испанским инвесторам. «После слияния с Autostrade мы тоже будем внутри Eutelsat», --  удовлетворенно заявил гендиректор Autostrade Джованни Кастеллюччи.

Что же касается слияния самих операторов автомагистралей, то им, несмотря на одобрение Еврокомиссии, приходится преодолевать сопротивление итальянского правительства. Президент Aiscat, итальянской ассоциации концессий автодорог, Фабрицио Паленцона (кстати, он является и вице-президентом банковской группы Unicredit) критикует выбранный курс: «Намечается национализация всего сектора автодорог. И давление на Autostrade – это только видимая часть айсберга». «Если это случится, то возникнут большие проблемы на десятки миллиардов евро», -- говорит он.

Но сейчас, кажется, правительство согласилось с доводами акционеров. Президент  Autostrade Джан Мария Грос-Пиетро на семинаре Italianieuropei в субботу в присутствии нескольких министров рассказал, что 13 декабря состоится собрание акционеров и тогда «они решат, хотят ли сливаться или нет, и наши друзья из Abertis скажут, хотят ли они продолжать начатый процесс». Он заметил, что никаких альтернатив этому слиянию у них нет: «Или это слияние, или будем продолжать одни». При этом он успокоил членов правительства, присутствующих в зале, что итальянцы будут иметь 25% акций в новой компании, принадлежащей одной финансовой группе Schema28, а у испанцев хотя и 30%, но размытых  по разным группам. Для этого они выкупят 13,3% акций у Abertis, которые находятся в Schema28.  Из Мадрида пришло подтверждение главы Abertis Сальвадора Алемани Маса, «полностью  заинтересованного в слиянии с Autostrade».

В случае успеха сделки появится крупнейший в мире оператор сети автомагистралей в Европе и США с общей протяженностью обслуживаемых дорог 6713 км. Ему будут принадлежать 13 аэропортов. А в мировой практике появится любопытный прецедент, одна и та же компания будет контролировать и спутниковые, и наземные магистрали на довольно большой части суши.