На сегодняшнем заседании парламента Киргизии, посвященному утверждению Феликса Кулова на должность премьер-министра страны, вновь случился скандал. Сначала депутаты долго выясняли, имел ли право Курманбек Бакиев вообще повторно выносить на обсуждение парламентариев отвергнутую неделю назад кандидатуру Кулова. В итоге же оказалось, что они изначально не были намерены утверждать своего злейшего врага на эту должность. Результаты второго голосования оказались для Феликса Кулова даже печальней, чем в первый раз: сегодня премьер-министром страны его хотели видеть всего 25 депутатов из 75, тогда как неделей раньше число почитателей было больше на четырех человек.
Сразу после завершения процедуры голосования Феликс Кулов еще пытался сохранить уверенность, говоря про свои договоренности с Бакиевым и про то, что завтра президент вновь внесет его кандидатуру на рассмотрение в парламент. Однако затем началась юридическая дискуссия, в ходе которой выяснилось, что в соответствии с новой редакцией конституции страны президент может предлагать претендента на пост главы правительства бессчетное количество раз, а парламент может столько же раз не соглашаться – и ничего ему за это не будет: Основной закон предусматривает лишь возможность самороспуска парламента после трехкратного отклонения предложенной кандидатуры. Учитывая, что депутаты а) никогда не инициируют самороспуск и б) никогда не утвердят Феликса Кулова в должности премьер-министра, Курманбек Бакиев заявил о приближающемся политическом кризисе в стране. Выход из этого потенциального кризиса был найден оптимальный (в первую очередь, конечно, для самого Бакиева, всегда тяготившегося необходимостью работать с Феликсом Куловым). Президент предложил и.о. премьер-министра на выбор несколько высоких должностей (конкретный список не разглашается) и заявил, что 26 января он внесет на рассмотрение парламента новую кандидатуру на пост премьера.
Сейчас можно говорить о том, что убрав Феликса Кулова с поста председателя правительства, Курманбек Бакиев получает очень мощного оппозиционного лидера. Кулов пока не подтвердил своего намерения занять какой-либо из государственных постов, по всей вероятности, он возглавит политсовет собственной партии «Ар-Намыс», прославившейся во времена президентства Аскара Акаева своей оппозиционной направленностью. Направленность эта сохранилась и поныне, другое дело, что до последнего времени она была отретуширована самим Феликсом Куловым. Теперь этических ограничений у очень популярного в Киргизии политика не будет. Если ему удастся правильно отформатировать деятельность своей партии в новых условиях, то на очередных выборах в парламент его партия имеет все шансы получить большинство (либо, в крайнем случае, сформировать коалицию). По новой конституции, правительство страны с 2010 года будет формировать партия, получившая в парламенте наибольшее количество депутатских мандатов. И Феликс Кулов получит возможность вновь стать премьером.
Чью кандидатуру завтра предложит Курманбек Бакиев? Особых разночтений на эту тему нет. На наш взгляд, это будет Данияр Усенов, занимавший в правительстве Кулова пост первого вице-премьера и запомнившийся, в частности, постоянными пикировками со своим прямым шефом. Данияр Усенов, некогда успешный бизнесмен, вынужденный скрываться в соседнем Казахстане, был одним из финансистов государственного переворота в Киргизии в марте 2005 года. Уже тогда, как утверждают ныне политологи, Усенов планировал возглавить правительство, но ему помешала вероятность выдвижения Феликса Кулова на пост президента. Дабы нивелировать опасность, исходящую от харизматичного Кулова, Курманбек Бакиев предложил ему выступить в тандеме, пообещав после своей победы на президентских выборах сделать Кулова премьер-министром. Все это время Данияр Усенов проводил активную самостоятельную политику, зачастую высказывая мнения, идущие вразрез с официальной правительственной линией. Активно муссируются слухи о том, что именно кулуарные переговоры Усенова с депутатами привели к тому, что парламентарии прокатили Феликса Кулова во время двух голосований. В пользу фигуры Данияра Усенова говорит не только то, что он один из ближайших сподвижников Курманбека Бакиева, но и то, что он родом из северных областей Киргизии. В стране, где есть деление на Север и Юг, две высшие должности – президента и премьер-министра – исторически занимали представители разных регионов. Поэтому при Курманбеке Бакиеве, выходце из «южной» Джалал-Абадской области, премьер-министр может быть только «северянином».