Передел кино

Андрей Борзенко
29 января 2007, 20:45

27 января было совершено нападение на директора государственного унитарного предприятия «Московское кино» Анну Пендраковскую. Следствие разрабатывает в качестве основной версию о связи покушения с профессиональной деятельностью пострадавшей, в частности, с ее ролью в смене системы управления столичными кинотеатрами.

Борьба за право распоряжаться помещениями и оборудованием московских кинотеатров продолжается уже давно. Среди претендентов – представители городских властей, директора муниципальных кинотеатров и владельцы киносетей. До 2002 года кинотеатры, находящиеся в собственности города, являлись государственными унитарными предприятиями и управлялись директорами, которые имели возможность самостоятельно распоряжаться доходами от аренды помещений. В соответствии с постановлением правительства Москвы № 70 от 22.01.2002 «О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства» было создано ГУП «Москино», призванное, по замыслу властей, упорядочить столичный рынок кинопоказа. Предполагалось объединить под эгидой городского комитета по культуре 53 муниципальных кинотеатра. Кроме того, незначительная часть зданий переходила в ведение префектур, некоторые кинотеатры выставлялись на инвестиционные конкурсы, а прочие просто оставались под контролем частных киносетей. «Москино» должно было реконструировать и переоборудовать кинотеатры, централизованно договариваться о покупке фильмов в прокат по более низкой стоимости и определять репертуар, делая ставку на отечественное кино, доля которого в прокате должна была составить не менее 30%.

Однако многие директора не хотели делать свои кинотеатры структурными или дочерними подразделениями «Москино», что вызвало жесткую ответную реакцию. Конфликты улаживались с помощью бойцов частных охранных предприятий, в разное время производивших захват кинотеатров «Правда», «Рига», «Перекоп», «Улан-Батор», «Художественный», «Владивосток», «Факел» и других. Впоследствии по ряду случаев были возбуждены уголовные дела, но деятельность кинотеатров к тому моменту была уже парализована.

Сама госпожа Пендраковская объясняла конфликты нежеланием директоров отказываться от доходов с аренды помещений, а действия «Москино» мотивировала заботой о развитии городского кинопоказа: «Далеко не все директора кинотеатров способны влиться в новую кинопрокатную реальность. Многие просто не понимают всех экономических, юридических тонкостей. Вообще, имущественными и арендными вопросами должен заниматься имущественный комитет, а директор – своими прямыми обязанностями, показывать кино. Некоторых директоров кинотеатров приходилось увольнять только потому, что они не давали возможности работать экспертной комиссии, не предоставляли уставные и финансовые документы управляющим ведомствам. Да, нам приходилось прибегать к помощи ЧОПа, но делали мы это на законных основаниях».

Новый виток передела собственности на столичном кинорынке начался в феврале 2006 года, когда было выпущено постановление № 124-ПП "О дальнейшем развитии кинопоказа в городе Москве и совершенствовании системы его управления в целях защиты имущественных интересов города". В еще одно государственное унитарное предприятие -- "Объединенная дирекция по управлению имущественным комплексом киносетей" – переводились 40 кинотеатров, арендованных частными лицами. 11 наименее развитых кинообъектов оказались в ведении префектур, 24 – остались в «Москино». Часть кинотеатров выставили на инвестиционные конкурсы. Среди директоров вновь нашлись несогласные. От присоединения к ГУП отказались пять кинотеатров: «Слава», «Ленинград», «Марс», «Звезда» и «Художественный», руководители которых ссылались на антимонопольное законодательство. Столичные власти вновь прибегли к помощи ЧОПов. Только КРЦ «Слава» пережил в течение года около 40 проверок, по результатам которых было подано 24 судебных иска.

Таким образом, одним из основных направлений работы следствия по делу о покушении на Анну Пендраковскую скорее всего станет проверка причастности к преступлению обиженных директоров.

Однако председатель фонда «Столичный кинематографист» Александр Челищев уверен, что действия ГУП «Москино» и лично Анны Пендраковской были противозаконны. По его мнению, госпожа Пендраковская действовала под прикрытием чиновников департамента имущества и комитета по культуре Москвы. В интервью «Эксперту Online» господин Челищев заявил, что покушение на директора «Москино» связано с ее криминальной деятельностью, не исключив также возможность конфликта интересов двух ГУП: «Объединенная дирекция» и «Москино».

Наконец, еще об одной возможной причине покушения пишет газета «Коммерсант». Недавно мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому в распоряжении ГУП должны оказаться две гостиницы для работников театра и кино на Снежной улице и улице Айвазовского. Не исключено, что этот проект помешал планам других застройщиков.