Швейцарская финансовая группа Zurich Financial Services Group подписала соглашение о приобретении 66% акций ООО «Страховая компания НАСТА» с правом последующего выкупа оставшихся акций компании до 2010 года. Финансовая сторона сделки не раскрывается, однако российские аналитики предполагают, что компания была оценена в 250-270 млн долларов. «Таким образом, 66% ее акций можно оценить в 165-170 млн долларов», -- сообщила «Эксперту Online» эксперт компании «Финам Страхование» Светлана Королева.
Обе стороны совершению сделки рады.
В сочетании с существующим подразделением группы Zurich в России в результате этой сделки Zurich становится крупнейшим иностранным страховщиком в сегменте рискового страхования на российском рынке. С населением более 140 млн человек Россия представляет собой будущий крупнейший рынок розничного страхования в Европе. НАСТА занимает лидирующие позиции в секторе розничного страхования с объемом начисленной страховой премии более 230 млн долларов США в 2006 году. «В соответствии с нашей стратегией роста данное соглашение даст нам дополнительные каналы продаж и позволит получить дополнительную пользу от применения высокоэффективной панъевропейской операционной платформы. Это приобретение является важным шагом в реализации нашего стремления стать лидирующим панъевропейским страховщиком на выбранных рынках», -- говорит Дитер Веммер, генеральный директор европейского управления рискового страхования группы Zurich.
В то же время Гарри Делба, президент компании НАСТА, отмечает, что компания «очень рада стать частью группы Zurich и ждет с нетерпением результата объединения высокоэффективных технологий группы Zurich с возможностями роста компании НАСТА и ее продуктовыми инновациями».
Эксперты разделяют мнения сторон. Выбор компании НАСТА понятен. «Это крупный оператор, они занимаются массовыми видами страхования и имеют сеть филиалов», -- говорит президент Национальной страховой группы Юрий Решетняк. Безусловно, для Zurich Financial Services Group это очень перспективное приобретение. «НАСТА имеет 64 филиала и более 220 представительств в России. Это отличная база для развития бизнеса, позволяющая быстро занять существенную рыночную долю в России», -- соглашается Королева. «Это очень быстрое расширение географического покрытия на важном и интересном российском рынке. Приобрести такую компанию гораздо быстрее, чем строить бизнес с нуля. Российский рынок развивается очень высокими темпами, и время имеет определяющее значение», -- говорит заместитель генерального директора СК «Цюрих» Сергей Савосин.
«"Дочка" компании Zurich СК "Цюрих" делала попытки войти самостоятельно на российский рынок автострахования, но без особого успеха, все места тут уже заняты, а выстраивать отношения заново с банками, автосалонами, ГАИ очень проблематично», -- отмечает представитель одной из страховых компаний. «Действительно, рынок в определенных сегментах во многом сложился и привлекательнее купить уже имеющийся бизнес с налаженной платформой дистрибуции, развитой сбытовой сетью», -- подтверждает Савосин.
По мнению Савосина, есть шанс, что новая компания займет лидирующие позиции на рынке автострахования, ведь такие позиции у группы Zurich на мировом рынке. «Если посчитать застрахованные автомобили во всем мире, то Zurich , вероятно, будет самым крупным автостраховщиком в мире», -- говорит Савосин.
Правда, российские эксперты более осторожны в таких оценках. Сможет ли Zurich Financial Services Group реализовать поставленную амбициозную задачу -- стать лидером рынка автострахования – зависит от многих факторов. Однако в любом случае компании придется предпринять немалые усилия и отобрать долю у лидеров рынка. «Рынок автострахования имеет большие перспективы роста, но развит гораздо лучше, чем другие рынки массового страхования, поэтому придется приложить усилия», -- говорит Решетняк.
«НАСТА, конечно, имеет определенные позиции на рынке, но это не лидер, и добиться лидерства будет непросто», -- отмечает анонимный страховщик.
Для российского рынка страхования сделка имеет знаковое значение, ведь это по сути беспрецедентный случай покупки иностранным страховщиком контрольного пакета российского оператора. «Событие является беспрецедентным и в некотором смысле знаковым для страховщиков – ведь иностранная компания впервые получила контроль над российским страховщиком. «Ранее нерезидентам доставались только блокирующие пакеты (Allianz владеет 47,3% акций компании РОСНО) », -- говорит Королева.
Почему иностранная компания решилась на приобретение российской только сейчас, эксперты объясняют просто. «Рынок за последний год-два стал более прозрачным благодаря усилию страхнадзора. Иностранцам стало проще принимать инвестиционные решения, когда они смотрят на портфель и состав активов российских страховых компаний. К тому же российский рынок сейчас быстро растет, и многие инвесторы полагают, что сейчас хорошее время входить в рынок», -- говорит аналитик Fitch Ratings Анастасия Воронкова.
По мнению Королевой, оценивать эту сделку можно как явный сигнал к тому, что в ближайшее время на страховом рынке повторятся тенденции западного сектора и начнется массовая скупка российских страховщиков: «Это подтверждается интересом к НАСТА со стороны целого ряда инвесторов (Allianz, Аssicurazioni Generalli, Сeskа pojistovna)». По словам Решетняка, это можно расценивать как достаточно естественный процесс, следствие процессов глобализации и неизбежную вещь. Среди плюсов наметившейся тенденции прихода иностранцев на российский рынок Решетняк выделяет приход новых технологий, рост конкуренции, общей емкости рынка. Однако есть, по его мнению, и возможные минусы: «Не исключено, например, возможное доминирование на рынке, ценовой демпинг или вывод резервов за пределы России».
По мнению представителя страховой компании, иностранцы вряд ли сметут российских игроков: «Особенность российского рынка в том, что здесь есть крупный отечественный бизнес, чего не было в Восточной Европе, поэтому западные компании не станут лидерами, а будут конкурировать с крупным российским бизнесом – страховыми компаниями, образованными крупными финансово-промышленными группами. Это, например, газпромовский "Согаз" или лукойловский "Капитал", не говоря уже об абсолютных лидерах рынка – "Ингосстрахе", "Росгосстрахе" и др.».