Аirbus хочет взлететь

Москва, 01.03.2007
После нескольких лет финансовых неудач и отставания в конкуренции с Boeing европейский самолетостроитель Airbus пытается вновь вырваться в лидеры. Для этого компании потребуется масштабная реструктуризация и сокращение расходов.

В последний день февраля руководство European Aeronautic, Defence & Space Co (EADS), владельца Airbus, объявило о программе масштабного сокращения издержек, направленной на выход из финансового кризиса, вызванного задержками в начале производства гигантского аэробуса A380. В качестве антикризисных мер Airbus собирается сократить к 2010 году ежегодные расходы на 2,8 млрд долларов, сократить 10 тыс. из 57 тыс. рабочих мест и продать или найти партнеров для шести из своих заводов.

Сокращение рабочих мест даст немедленный эффект экономии в 610 млн долларов. Больше всего рабочих мест на заводах Airbus будет сокращено во Франции. Германия потеряет 3 700, Великобритания – 1 600, а Испания – 400 рабочих мест. Половина сокращений будет произведена за счет временных сотрудников и субконтракторов, договоры с которыми не будут продлены.

Комментируя антикризисную программу, президент Airbus Луи Галуа заявил, что «мы должны были пойти на эти меры уже давно, еще тогда, когда создавали компанию», имея в виду процесс образования Airbus путем слияния национальных аэрокосмических компаний в 2000 году. «Boeing в то время испытывал трудности, доллар был сильным, и мы продавали самолеты как горячие пироги». Однако реформы начались в то время, когда Boeing и Airbus поменялись местами. В ближайшие недели европейская компания объявит о своих первых убытках с момента формирования. Убытки стали результатом роста затрат на разработку A380, которые выросли с 12 до 18 млрд долларов. Airbus также собирается потратить 14,2 млрд долларов на разработку модели A350 XWB, которая будет конкурировать с Boeing 787.

Европейская компания тоже пострадала из-за укрепления евро относительно доллара. Цены на самолеты устанавливаются в долларах, в то время как более половины расходов Airbus зафиксированы в евро. С декабря 2000 года, когда Airbus решил сделать ставку на A380, доллар подешевел по отношению к евро на 40%. Каждые 10% снижения доллара по отношению к евро снижают прибыль Airbus на 1 млрд долларов.

Boeing, который в 2003 году проиграл Airbus по числу поставок коммерческих самолетов, благодаря введению модели 787 смог наверстать свои позиции. По результатам 2006 года американская компания впервые за пять лет обошла европейского конкурента: на Boeing 787 было размещено 452 заказа, в то время как на Airbus A350 – всего 100.

Теперь Airbus, проводивший в последние недели консультации со своими акционерами (прежде всего правительствами Франции и Германии), намерен менять ситуацию. Кроме сокращений компания собирается найти партнеров для трех заводов, так как производство деталей на них планируется заменить с алюминия и прочих металлов на композитные материалы. Эти партнерства могут быть оформлены как продажа Airbus части акций данных предприятий, причем доля акций будет нарастать. Такие планы европейская компания имеет по отношению к заводу в Филтоне в Британии, в Мольт на севере Франции и в Норденхаме в Германии. Еще три завода (два в Германии и один во Франции) будут проданы.

Реструктуризация направлена на ускорение перехода на более современные композитные материалы, которые, как ожидается, станут главными в производстве самолетов. Планируемый Airbus самолет A350 XWB, который должен быть предложен потребителям в 2013 году, на 50% будет состоять из композитных материалов – сегодня такие материалы составляют 25% в весе находящегося в производстве А380. Американский Boeing 787, первые машины которого поступят в эксплуатацию в 2008 году, также будет состоять на 50% из композитов.

Реструктуризация Airbus вызвала негативную реакцию у профсоюзов и ряда политиков. Генсекретарь Европейской федерации работников машиностроения Петер Шеррер заявил в Брюсселе, что профсоюзы и работники не согласятся с сокращениями рабочих мест. Забастовки, направленные на отказ от плана реструктуризации, уже начались на заводах Airbus в Вареле и Норденхаме в Германии.

Процесс реструктуризации был также замедлен спорами между Германией и Францией, двумя главными акционерами Airbus. Ни одна из сторон не хотела, чтобы сокращение рабочих мест больше коснулось заводов на своей территории. Ряд политиков социал-демократов в Германии оказались недовольны тем, что коалиционное правительство Ангелы Меркель согласилось с сокращением рабочих мест. А кандидат от социалистов на апрельских президентских выборах во Франции Сеголен Руаяль даже объявила о готовности приостановить реструктуризацию Airbus в случае своей победы.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    2. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    3. Проблема Сбербанка решена
    Реклама