Куда летит «Аэрофлот»?

Москва, 18.06.2007
Сегодня «Интерфакс» распространил новость со ссылкой на неназванные источники, что «Аэрофлот» отказывается от покупки Alitalia. «Аэрофлот» эту новость опроверг. Однако заявил, что находится в серьезных сомнениях. И почва для них, безусловно, есть.

Остаются считанные дни до финального этапа конкурса по продаже национального итальянского авиаперевозчика Alitalia. К 17 часам местного времени 2 июля два оставшихся участника -- консорциум «Аэрофлот»--UniCredit и AirOne--IntesaSanpaolo -- должны представить три конверта. В одном должен быть индустриальный план развития компании и выхода из кризиса, в другом -- цена за 39,9% акций, которые правительство собирается продать, и, наконец, в третьем конверте -- цена за оставшиеся у правительства 10% (22 мая министр экономики Италии Томмазо Падоа-Скьеппа заявил, что продаст и последние 10% госпакета, если кто-то из конкурентов этого захочет). Самым главным является первый конверт. Его будут оценивать по 12 параметрам, за каждый параметр можно получить максимум 10 баллов. Предложение по цене (второй конверт) будут рассматривать только у тех претендентов, которые наберут более 90 баллов. В начале года в конкурсе участвовали 11 субъектов, но со временем часть отсеяло итальянское правительство, кто отошел сам. Последним в конце мая отказался от борьбы американский консорциум Texas Pasific Group--MatlinPatterson Global Advisers (вместе с итальянским банком Mediobanca), освободив поле двум игрокам. С 24 мая можно было наконец получить полный доступ к данным Alitalia, как финансовым показателям, так и контрактам с поставщиками и персоналом. Скорее всего, реальная ситуация и напугала американский фонд – он не был доволен ни реальной возможностью доступа к отчетности, ни тем, что аудитор Deloitte & Tousche не смог сертифицировать финансовые результаты итальянского авиаперевозчика. Более того, 23 мая главе Alitalia Берардино Либонати пришлось понизить оценочную стоимость имеющихся самолетов на 200 млн евро, что привело к потерям 626 млн евро за 2006 год (но в январе эксперты, и в частности Deloitte, говорили о возможном обесценивании флота даже на 400 млн евро!). И только 12 июня наконец-то аудиторы Deloitte смогли сертифицировать годовой отчет Alitalia с убытками в 626 млн евро за прошлый год и 135 млн уже в первом квартале, причем из четырех страниц их отчета три были посвящены «существенным элементам неопределенности», и одним из этих элементов стала возможность провала конкурса по продаже.

Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов с оптимизмом смотрел на покупку итальянского авиаперевозчика. В отличие от сошедшего с дистанции американского фонда, он находил много положительных аспектов покупки.

Но на прошлой неделе он заявил, что после изменения позиции итальянского правительства, поставившего задачу максимизировать выручку от продажи Alitalia, российский перевозчик будет «более взыскательно, вдумчиво и требовательно подходить к рассмотрению условий конкурса».

«Аэрофлот» пока не отказывался от участия в конкурсе на покупку Alitalia, но недоволен его ценовыми условиями, сказала сегодня пресс-секретарь российского перевозчика Ирина Данненберг. «Нам не нравятся условия и мы не намерены покупать Alitalia любой ценой. Мы хотим развивать бизнес, а не платить правительству Италии», -- сказала она, добавив, что «Аэрофлот» пока не отказался от участия в конкурсе.

Одной из главных проблем убыточной авиакомпании являются частые забастовки, из-за которых страдают и другие компании. Например, 22 мая из-за забастовки Alitalia «Аэрофлот» вынужден был отменить рейсы из Шереметьево в Италию. Негативным фактором является также факт, что менеджмент Alitalia не имеет соглашения по реструктурированию компании с профсоюзами уже 15 лет, поэтому с сильными профсоюзами придется договариваться новым хозяевам. Аналитик агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что «команде внешних менеджеров будет проще справиться с профсоюзами. Есть четкое понимание, что без экстраординарных мер ни один владелец не сможет вывести компанию из кризиса. Такими мерами являются сокращение персонала и ряд других ограничений. У "Аэрофлота" есть позитивный опыт взаимоотношений с персоналом в России. Но так или иначе, проблема персонала будет основной при попытках реанимировать компанию», -- добавляет Пантелеев. Ясно, что переплачивать за компанию, у которой столько долгов и проблем, «Аэрофлот» не хочет. Кроме того, в Италии AirOne считается фаворитом в борьбе за нерентабельную авиакомпанию. Специалисты сходятся во мнении, что правительство Италии хочет сохранить компанию в итальянских руках. «AirOne гарантирует сохранение компании в собственности Италии и заинтересован в ее прибыльности», -- считает Давиде Маненти, аналитик Nuovi Investimenti Sim. В этом случае в Италии бы появился абсолютный монополист, с национальной квотой в 70%, который, например, на самых денежных рейсах между Римом и Миланом занимал бы квоту 96%.Таким образом, предстоящий конкурс мог бы напоминать один из аукционов по продаже обанкротившегося ЮКОСа, когда солидная зарубежная компания BP соревновалась с государственной российской. Победила, конечно, "Роснефть". Так и здесь. Серьезный иностранный участник («Аэрофлот») подставляет плечи сильному местному конкуренту, чтобы придать легитимности конкурсу.Но неожиданно в прошлый четверг Антонио Ди Пиетро, министр путей сообщения в интервью информационному каналу SKY TG24 Economia заявил: «Alitalia можно приватизировать, даже если останется один конкурент».«Иногда случается, когда вы идете на рынок и видите только одного продавца бобов, вы их смотрите, и если они вам не нравятся или цена не подходит, вы просто их не купите», -- привел он пример. «Но нельзя терять надежду... нам неинтересно продать дешево, чтобы избавиться от компании, но чтобы иметь план развития». В последнее время кроме участившихся забастовок жизнь авиапассажирам в Италии портят и зайцы. В это воскресенье миланский аэропорт Линате на три часа был полностью закрыт. Сотрудники аэропорта пытались выловить расплодившихся на территории аэропорта зайцев. Сколько их было поймано, не сообщается. В случае неудачи с итальянцами у «Аэрофлота» есть и «запасной аэродром». В конце прошлого месяца сербская газета «Вечерний курьер» сообщила о интересе «Аэрофлота» к местной авиакомпании JAT. И хотя и там тоже может появиться конкурент в лице индийского авиаперевозчика, шансы в победе в Сербии оцениваются значительно выше.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Коронакризис сдувает пузыри. И накачивает новые?
    Мир столкнулся с очередным финансовым и экономическим кризисом. Коронавирус нового типа стал классическим «черным лебедем», предсказать который не мог никто. Однако было много тех, кто был уверен, что рано или поздно кризис наступит, а финансовые рынки рухнут
Реклама