Гарантийная чистка

Ольга Горелик
13 июля 2007, 16:40

Туроператоров стало втрое меньше. Впрочем, это не вызвало ни скачка цен на путевки, ни вымывания с рынка недобросовестных участников.

Резкое сокращение игроков турбизнеса началось 1 июня, сразу после вступления в силу с боями принятых поправок к закону «Об основах туристской деятельности». Согласно новым правилам, продолжать легальную работу могли лишь те туроператоры, что заручились банковской или страховой финансовой гарантией, размер которой составляет 5 млн рублей для международного туризма и 0,5 млн рублей -- для внутреннего. По замыслу разработчиков закона, введение данного финансового инструмента предотвратит приход на рынок фирм-однодневок. А гарантийная сумма будет служить резервом для выплат компенсаций туристам в случае невыполнения турфирмой своих обязательств перед ними. С 1 июня компании -- обладатели фингаратий вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, составляемый Федеральным агентством по туризму (Ростуризмом) и могут продолжать операторскую деятельность. Остальные лишаются права ею заниматься.

Пока что опасения туротрасли оправдались лишь частично. «В данный момент в Единый реестр вошло 2 314 операторов, занимающихся международным туризмом и 732 – специализирующихся на внутреннем, -- рассказывает начальник правового департамента Ростуризма Евгений Писаревский. – Помимо этого к нам продолжает ежедневно поступать 10--20 заявлений туроператоров. Напомню, что на 1 января 2007 года было выдано около 10 000 лицензий на данный вид деятельности». В Российском союзе туриндустрии утверждают, что рынок легко отделался, сократившись лишь в три раза. «Все было бы гораздо хуже, если бы мы не настояли на снижении гарантийной суммы с 10 до 5 млн рублей, хотя бы на первый год, -- говорит пресс-секретарь Союза Ирина Тюрина. -- К тому же очень помогли страховые компании, предложившие приемлемые для большинства участников рынка условия выдачи фингарантий». Дело в том, что размер страховой премии, которую запросили страховщики за предоставление гарантии, составляет 1--2% от гарантийной суммы, то есть 50--70 тыс. рублей. В то же время банки оценили свое вознаграждение в 2--4%, а также потребовали от компаний финансовое обеспечение страховой суммы в виде залога имущества, либо 100-процентного депонирования суммы, либо покупки векселя по стоимости равного предоставляемой гарантии. Неудивительно, что более 90% туроператоров предпочли страховую гарантию банковской.

Крупнейшие московские туроператоры довольны результатами нового закона. Как заявил президент компании KMP-Групп Владимир Канторович, большинство компаний, не получивших гарантию для туроператорской деятельности, никогда ею и не занимались. «Раньше лицензия туроператора стоила 30 долларов, и многие агентства приобретали ее на всякий случай», -- говорит Канторович. В целом же глава KMP-Групп оценивает ситуацию положительно. «Спекуляции на тему того, что на рынке останется 15 московских туроператоров, оказались бредом, -- подводит итог Владимир Канторович. --  Количество зарегистрированных компаний уже составляет три тысячи, и среди них не только москвичи. Никакой монополизации рынка нет и не будет».

Однако в регионах бизнес бьет тревогу. Там в Единый реестр попали лишь 10% от ранее работавших туроператоров. Для остальных эти 50--70 тыс. рублей стали решающими. «Что неудивительно, ведь для московских туроператоров данная сумма составляет 1% от оборота, а для регионалов -- все 300%, -- продолжает Ирина Тюрина. – В результате в некоторых регионах, к примеру в Тыве, до сих пор нет ни одного вошедшего в реестр оператора». Отсутствие дифференцированного подхода к участникам рынка региональный турбизнес называет главным просчетом нового закона. «Фингарантии разумно требовать у крупных компаний, поднимающих чартерные рейсы, -- уверена председатель ассоциации туроператоров северо-запада «Астур», директор псковской турфирмы «София» Гелена Самохвалова. – Но этот инструмент введен для всех, и операторы, выкупающие в самолете пять кресел, вынуждены платить столько же, сколько платят консолидаторы».

Расставаться со своим делом владельцы небольших компаний пока не намерены, предпочитая сосредоточиться на агентской деятельности. Так поступила и упомянутая выше «София», и 90% бывших туроператоров Пскова, Архангельска, Челябинска и других городов. Но тем временем к региональному рынку все внимательнее присматриваются лидеры турбизнеса. Так, Роман Скороходов из «Инны-тур» сообщил, что если появятся подходящие компании в интересных для туроператора городах, то они рассмотрят возможность покупки. И не исключено, что регионалам в конце концов придется принять эти правила игры и влиться в структуру более удачливых коллег. Ведь, по словам госпожи Самохваловой, продолжать работать в созданных условиях можно, но развивать свой бизнес уже не получится.

Есть также небольшая группа операторов, продолжающих работать как ни в чем не бывало. «Турист ведь не проверяет, заручилась ли компания фингарантией, получила ли разрешение Ростуризма, -- сообщила нам без указания имен и явок Анастасия Мазаева, менеджер вошедшей в реестр компании "Бравый турист". – Не проявляют подобного интереса отели и некоторые авиакомпании. Единственным препятствием для работы таких операторов стали посольства, не принимающие документы на визы от компаний, отсутствующих в реестре». Впрочем, эта проблема была решена с помощью получивших фингарантию коллег, которые теперь за отдельную плату выполняют функцию посредников.

Большинство собеседников «Эксперта Online» уверены, что закон не достиг главной цели – не сделал потребителей неуязвимыми для мошенников и непрофессионалов. Как и раньше, добровольно возвращать деньги недовольному туристу станет очень узкий круг добросовестных туроператоров. Остальные приложат все усилия, чтобы этого избежать. Специалисты также сомневаются, что банки и страховые компании будут заинтересованы в выдаче компенсаций. Поэтому, как и до принятия поправок, возврат средств за испорченный или несостоявшийся отдых туристу придется отсуживать. Более того, закон не гарантируют никакой защиты прав потребителя непосредственно на месте отдыха. «Если расселение в отеле оказалось неоплаченным, отдыхающему придется оплатить его повторно и требовать возврат денег с туроператора уже по возвращении домой, -- возмущается Ирина Тюрина. – То же самое с вылетами. Способов экстренного получения гарантийных денег для безотлагательного решения проблем новый закон не предусматривает».

К тому же у неопытного туриста появилось больше шансов стать жертвой недобросовестного турагента. За полгода до введения фингаратний в рамках административной реформы было отменено лицензирование данного вида деятельности. И теперь ниша, куда переметнулось 2/3 игроков туррынка, остается практически без контроля государства.

Вопрос ценовой политики турфирм в новых условиях также находится в подвешенном состоянии. Пока что удорожание путевок хоть и происходит, но не является результатом действия поправок. «Нет пока закона, отменяющего инфляцию, -- говорит Владимир Канторович. – Постоянно растет цена на топливо. А после того как ряду отечественных авиакомпаний запретили полеты в ЕС, возник дефицит авиаперевозок, что в разгар сезона неминуемо приводит к их удорожанию». При этом туроператоры констатируют, что даже после трехкратного сокращения игроков конкуренция на рынке довольно жесткая, и поле для спецпредложений и демпинга до сих пор весьма обширно. Однако не исключено, что компании «отыграются» на туристах в грядущем сезоне. Составляя зимние прайсы, они вполне могут включить и расходы этого года, и стоимость фингаратий на 2008 год. Тем более что размер их возрастет вдвое -- до 10 млн рублей.