Байкальский пассажирский порт

Дмитрий Верхотуров
20 июля 2007, 18:27

Проект развития пассажирских перевозок по озеру был разработан в правительстве Республики Бурятия. Портовый хаб предлагается создать рядом с поселком Турка, при впадении одноименной реки в Байкал, напротив острова Ольхон. Хаб будет представлять собой крупный комплекс, который планируется использовать для пассажирских перевозок, яхтинга и парусного спорта, заявила министр экономики Бурятии Татьяна Думнова.

Задача строительства нового порта вызвана большими объемами пассажирских перевозок. Байкал ежегодно посещают примерно 70-80 тыс. туристов, из которых, по данным Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП), в путешествие по озеру отправляются около 35 тыс. человек. Одно из наиболее привлекательных туристических мест – остров Ольхон, добраться до которого можно только с помощью парома, идущего из бухты Малая Куркутская до бухты Перевозная. Пропускной способности паромной переправы не хватает для того, чтобы перевезти на остров и обратно всех желающих посетить эти уникальные места. Новый порт на противоположном берегу Байкала смог бы разрешить транспортные трудности.

Кроме того, по Байкалу осуществляются перевозки пассажиров в труднодоступные места Прибайкалья, в которые трудно добраться по суше. ВСРП в навигацию 2007 года осуществляет рейсы: Иркутск–Нижнеангарск, Иркутск–Листвянка, Иркутск–бухта Песчаная, Иркутск–пристань «Рогатка» и другие.

Развитие портовой инфраструктуры и развитие пассажирских перевозок могло бы помочь пароходствам и частным компаниям поправить положение с флотом. На Байкале насчитывается 254 судна, в том числе 15 пассажирских, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками, большая часть из которых принадлежит ВСРП. В 2004 году был построен первый с 1991 года новый теплоход, на замену старого теплохода «Фарватер», который обеспечивал безопасность судоходства на озере в прибрежной зоне. Время от времени пароходство вынуждено было отменять пассажирские рейсы из-за того, что теплоходы становились на ремонт. Далеко не все суда могли выполнять рейсы по озеру. К примеру, ВСРП вынуждено было с 2000 года отменять рейсы Иркутск–Усть-Баргузин из-за того, что скоростной теплоход «Баргузин» на воздушной подушке оказался непригоден для длительных рейсов в штормовую погоду. Теплоход выполняет рейсы только до бухты Песчаной, а вот сообщение с Усть-Баргузином в 2005 году было прервано.

Сокращение этого маршрута сильно сказалось на туризме. Он был единственным, который связывал иркутский берег Байкала с бурятским, из-за чего пользовался большой популярностью как у «диких» туристов, так и у туристических компаний. Теперь же регулярное сообщение между западным и восточным берегами озера прервано. Многие туристические компании, работающие на Байкале, имеют свои суда. Но, по словам начальника департамента региональных ресурсов администрации Иркутской области Михаила Кадникова, далеко не все из них имеют сертификаты на перевозку пассажиров и оборудованы для судоходства по Байкалу. Несмотря на то что это озеро, суда должны быть морского типа. Для безопасности судоходства каждое судно должно иметь квалифицированную команду, радиостанцию, получать гидрометеопрогнозы и работать с береговыми службами. Администрация Иркутской области намерена ужесточить контроль над судоходством, что, по мнению представителей туркомпаний, приведет к резкому сокращению «туристического флота» на Байкале.

Иными словами, проблем у байкальского транспорта хватает. Если будет создана туристическая особая экономическая зона в Листвянке и если реализуется проект туристической зоны в Бурятии, который разрабатывают Deloitte Corporate Finance (Австрия), международная Horwath Consulting и Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», то тогда проблем у транспортников станет еще больше. Поток туристов резко вырастет, и слабая и устаревшая транспортная инфраструктура байкальских пассажирских перевозок, загруженная уже сейчас, перестанет с ним справляться.

Поэтому бурятская инициатива по созданию портового хаба оказывается очень своевременной. Готовиться к перевозкам возрастающего потока туристов необходимо заранее. Строительство нового порта позволит проложить новые рейсы. «Нужно разнообразие и расширение маршрутной сетки, потому что только круизными программами проблему не решить. Для обеспечения туристов не хватает именно рейсового движения», -- считает исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов.

Кроме того, строительство новых портов и развитие пассажирского сообщения на Байкале позволит со временем развить туризм и создать турбазы даже в таких уголках Прибайкалья, куда нет дорог и других способов добраться, кроме как вертолетом или судном.