Профессия: турист

Москва, 16.08.2007
На туристическом рынке начинается невидимое противостояние. Страховщики и туроператоры обвиняют некоторых российских туристов в недобросовестности и злоупотреблении своими правами. По их оценкам, недобросовестных среди туристов сейчас 1%. Однако, по мнению экспертов, турфирмам надо работать более качественно, а подобные акции выявления мошенников надуманы и проводятся по формуле – «лучшая защита – нападение». По всей видимости, турфирмы и правда боятся возможного вала финансовых претензий клиентов и на всякий случай решили предупредить ситуацию.

Cегодня прошла пресс-конференция АТОР (Ассоциации туроператоров России), посвященная ситуации на туристическом рынке после вступления в силу 1 июня 2007 года закона о туристической деятельности. Напомним, закон касался введения фингарантий. По словам представителей АТОР, в связи с принятием поправок появились так называемые «профессиональные туристы», которые в рамках закона стараются извлечь прибыль из туристической поездки.

Начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский, говоря об определении понятия «профессиональный турист», очертил его так: профессиональные туристы − это туристы, которые используют свои права с целью причинения вреда сторонним лицам. В данном случае имеются в виду туристические компании и туроператоры. «При таком положении дел, − прокомментировал он, − согласно статьям Гражданского кодекса суд вправе отказать в таком иске».

В свою очередь, начальник управления комплексного страхования в туризме «Ренессанс страхования» Елена Скуратова даже назвала точную цифру мошенников -- 1% от общего числа выезжающих за границу. Однако часты случаи, отметила она, когда люди инициируют то или иное заболевание, договариваясь с врачом на месте отдыха, и отправляют полис на оплату. Ущерб, по оценке Скуратовой, от деятельности «профессиональных туристов» для страховых компаний составляет 1,5-2 млн рублей.

«Беззащитны перед такими туристами оказываются и туроператоры, − прокомментировала вице-президент по продвижению турпродукта "Ланта тур вояж" Татьяна Коршунова. -- Особенно это касается небольших агентств и дилеров, которые не имеют у себя в штате профессиональных юристов». По ее словам, в последнее время участились случаи неоправданных претензий к турагентствам. В частности, случаев, когда человек заведомо отправляется в поездку, чтобы потом предъявить турфирме финансовые претензии, а следовательно, тщательно планирует свой коварный замысел: «В большинстве случаев претензии таких туристов ни на чем не основаны. Например, недавно турист оценил свои нравственные страдания от того, что ему заменили отель, в 90 тыс. рублей. Причем в своем обращении он описал неудобства, которые он испытывал буквально на каждом шагу. Как потом выяснилось, он оказался мировым судьей. Здесь идет расчет на агента, который испугается и заплатит. Это характерный случай для агентской среды».

Однако возникает вопрос: действительно ли после вступления в силу закона проблема стала вдруг настолько значимой для туристической отрасли? Или необходимость платить пострадавшему туристу деньги в случае невыполнения своих обязательств (а это случается сплошь и рядом) настолько испугала турфирмы, что они решили предупредить вал претензий и представить себя, а не туристов пострадавшей стороной?

Как рассказал «Эксперту Online» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, проблема профессиональных туристов действительно существует во всем мире уже давно. «Обычно это люди, которые глубоко разбираются в хитросплетениях законодательства и умеют провоцировать потребительские конфликты. Нередко это юристы или юридически подкованные люди. Их задача – попытаться минимизировать свои расходы во время турпоездки или даже на ней заработать», -- говорит Шпилько. Не исключение здесь и Россия.  

Однако, по оценке Шпилько, цифра в 1% явно завышена: «В такую армию потребительских мошенников трудно поверить. Их вряд ли больше 0,1%».

Что касается конкретной ситуации на туррынке, то нельзя сказать, что «профессиональные туристы» значительно активизировались или их стало ощутимо больше после вступления в силу закона. Как и нельзя сказать того, что активно поступают заявки на получение фингарантий. «Странно, что это заявляет АТОР, – ведь именно он лоббировал новый закон. Зачем же теперь жаловаться?» -- удивляется Шпилько.

Одним словом, пока тенденция себя не проявляет, и масштабы ее незначительны. «Хотя, возможно, еще преждевременно делать выводы и что-то станет известно осенью по итогам высокого сезона», -- уточняет президент РСТ.

Что касается составления списков «профессиональных туристов», то, конечно, хорошо бы, чтобы рынок знал своих героев – как из числа недобросовестных турфирм, так и профессиональных потребителей. «Вместе с тем при составлении таких списков надо быть предельно аккуратным, чтобы не нарушить гражданские права потребителей. Нельзя превратить список в документ, где наряду с мошенниками окажутся неудобные клиенты. Например, излишне капризные туристы или те, кто когда-то слишком квалифицированно защищал свои права», -- говорит Шпилько. Тем более возникает вопрос – как быть с однофамильцами.

По словам председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрия Янина, вопрос о «профессиональных туристах» и вовсе надуман. «Подобной проблемы, особенно в таких масштабах, не существует. Непонятно, почему отраслевая ассоциация (АТОР) вообще подняла эту проблему. Особенно при том законодательстве, которое сейчас есть, – пролоббированном туристическими компаниями и авиаперевозчиками. Туроператор может заменить вам отель, авиакомпания может продержать вас десять часов и предложить компенсацию в 250 рублей, и ничего за это не будет. Вот это почему-то не расценивается как тема для обсуждения и отражения в законодательстве. А проблема недобросовестных туристов поднимается», -- говорит Дмитрий Янин.

По словам специалиста, тема туристического экстремизма в России не может подниматься еще и потому, что стоимость человеческой жизни в нашей стране очень низка: «Допустим, если происходит смерть по вине туркомпании, выплачивается 100 тыс. долларов. Такова цена жизни». В России на профессиональном туризме сделать бизнес невозможно. Например, в США в пять-шесть раз больше вознаграждения за провал турфирм.

Что касается количества так называемых «профессиональных туристов», то, по словам Янина, лучше, чтобы их было больше – тех, кто умеет отстаивать свои права: «Если бы российское законодательство соответствовало европейским стандартам, то число подкованных туристов было бы гораздо больше». К тому же грамотные компании никогда не будут называть своих клиентов недобросовестными. «Это нонсенс для бизнеса, ориентированного на клиента», -- говорит Янин.

Присоединяются к экспертам отрасли и страховщики. По словам директора департамента страхования путешествий СК НАСТА Константина Харакоза, конечно, как и в любом бизнесе, в страховании также есть недобросовестные потребители. Но все же проблема недобросовестных туристов сегодня крайне незначительна. К тому же существует масса неясностей. «Зачастую ни страховщики, ни туркомпании не знают, как оформлять документы. Поэтому по сути ничего не изменилось после принятия закона. Люди только лишь еще больше запутаны, как действовать. Пока по страхованию ответственности туроператоров исков не было», -- рассказал Харакоз.   

Хотя проблемы на страховом рынке, безусловно, есть. «Клиент, например, пытается за копеечный полис искусственно получить дорогостоящее лечение. В результате страховщик "попадает" на хорошие деньги. Примерно 10-15 тыс. евро», -- говорит Харакоз. Но и таких случаев происходит несколько на тысячу, уточняет страховщик.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама