Ритейлеры в ожидании проблем

Александр Кокшаров
16 августа 2007, 10:03

Ведущие розничные сети в США ожидают, что в течение ближайшего года американские потребители будут более аккуратны в расходах. Для ритейлеров это означает снижение прибылей.

Американские торговые сети Wal-Mart Stores Inc. и Home Depot Inc. официально объявили, что ожидают снижения доходов в течение ближайшего года. По их мнению, проблемы на американском рынке недвижимости, растущая стоимость обслуживания ипотечных кредитов и рост цен на энергоносители заставят американцев осторожнее относиться к потреблению. «Американские потребители испытывают экономические сложности. Ни для кого не секрет, что у многих потребителей к концу месяца остается совсем немного денег», -- заявил президент Wal-Mart Ли Скотт.

Уменьшение числа сделок по купле-продаже жилья и растущая стоимость обслуживания кредитов привели к тому, что потребители стали меньше тратить на мебель, кухни, сантехнику и товары для ремонта в Home Depot, крупнейшей розничной сети США по продаже этих видов товаров. Wal-Mart в качестве причин снижения потребительской активности также назвала рост цен на бензин, из-за чего покупатели стали реже посещать супермаркеты. По этой причине Wal-Mart объявила о скидках на ряд товаров, в частности в преддверии начала учебного года -- на одежду для школьников и канцтовары. Под действие скидок попало более чем 16 тыс. наименований товаров.

Экономический рост в США во втором полугодии 2007 года может замедлиться до 2,6% (в годовом пересчете), что на 0,2% ниже, чем прогнозировалось еще в июле. Wal-Mart по результатам 2007 года прогнозирует прибыль 3,13 доллара на акцию, что меньше, чем ожидали аналитики. Хотя с мая по июль прибыль Wal-Mart составила 3,1 млрд долларов (в прошлом году – 2,08 млрд), однако аналитики предсказывали около 3,3 млрд. Home Depot ожидает снижения прибыли на целых 15%.

По мнению аналитиков, проблемы крупных американских ритейлеров связаны не только с тем фактом, что американские потребители затягивают пояса в более сложное время. Трудности Wal-Mart связаны также с недавними кадровыми перестановками и рядом неверных решений в торговле одеждой. «Это очень большая компания, и введение необходимых изменений потребует до двух лет», -- так прокомментировал результаты Wal-Mart аналитик компании AG Edwards Роберт Бьюкенен. Известная как «Бентонвилльское чудовище» (по названию города Бентонвилль в штате Арканзас, где находится штаб-квартира компании), Wal-Mart имеет 1,9 млн сотрудников, работающих в почти 6 тыс. супермаркетов в 13 странах по всему миру – от Аргентины до Японии. В России его, правда, пока нет. Однако ключевым для компании является американский рынок, где расположены почти 4 тыс. супермаркетов под вывеской Wal-Mart.

По мнению руководства компании Home Depot, проблемы рынка недвижимости приведут к тому, что рынок товаров для строительства и ремонта временно сократится из-за уменьшения числа сделок по покупке жилья и из-за снижения цен на недвижимость. Президент компании Фрэнк Блейк заявил, что «условия на рынке остаются сложными», поэтому Home Depot не ожидает улучшения ситуации для себя и своих конкурентов до тех пор, пока американский рынок недвижимости не стабилизируется и не возобновит рост. В июне продажи жилья в США сократились на 6,6%, что оказалось самым серьезным показателем с января. Растущая стоимость ипотеки и усложнение правил кредитования (в особенности для потребителей без или с плохой кредитной историей) ведут к дальнейшей рецессии на рынке недвижимости, самой серьезной за последние 16 лет. Во II квартале 2007 года оборот магазинов Home Depot снизился на 5,2%. Похожее положение сложилось и у ее конкурентов на рынке мебели, сантехники и товаров для ремонта.

Тем не менее потребительский сектор американской экономики пока неплохо переживает проблемы на рынке недвижимости. Так, по данным департамента торговли США, опубликованным 13 августа, в июле объем продаж в США вырос на 0,3%, что оказалось значительным улучшением по сравнению с сокращением на 0,7% в июне. Правительственные прогнозы предсказывали рост всего в 0,2%. Более того, за исключением строительных материалов (сектор, наиболее пострадавший в результате кризиса на рынке недвижимости), автомобилей и бензина, рост розничных продаж составил 0,6% (в июне рост составил 0,4%).

«Это в очередной раз демонстрирует, насколько успешно американская экономика справляется с проблемами рынка недвижимости. Хотя замедление на нем стало происходить еще в конце 2006 года, оно так и не смогло передаться потребительскому рынку. На розничную торговлю приходится почти половина потребительских расходов в США, поэтому то, что американцы продолжают тратить, несмотря на рост процентных ставок, является весьма положительным признаком. Именно благодаря розничному сектору экономика США сможет пройти через сложности, вызванные кризисом на рынке недвижимости», -- рассказал «Эксперту Online» Нариман Беравеш, старший экономист исследовательского центра Global Insight.

Согласно большинству прогнозов, розничные продажи в США во втором полугодии продолжат расти для большинства сегментов розничной торговли. За исключением мебели, сантехники, товаров для ремонта (из-за кризиса на рынке недвижимости) и автомобилей (из-за удорожания бензина), в большинстве остальных сегментов экономисты ждут роста. Рост потребления электроники, одежды, продовольствия и т. д. будет поддерживаться сохранением в США низкой безработицы. Тем не менее по результатам года рост потребительских расходов окажется на уровне 2,5-2,7%, что значительно меньше, чем средний уровень роста потребительских расходов в последнее десятилетие – 3,7%.