Будет хуже

Евгения Новикова
26 сентября 2007, 19:13

Дискуссия вокруг ядерной программы Ирана на Генассамблее ООН обозначила новый расклад сил: Европа громко заявила об опасности Тегерана. И это значительно усложнит задачу России на предстоящем заседании СБ ООН по новой редакции резолюции в отношении ИРИ.

На Генассамблее ООН президент США Джордж Буш и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не встретились, обмен любезностями состоялся заочно. Буш выступал значительно раньше иранского лидера, тот выслушал спокойно. Впрочем, глава Белого дома не нападал на Иран – его позиция давно известна. Он рассказал мировым лидерам об опасности терроризма и диктатур. В список фигурантов «оси зла» наряду с прежними Ираном, Северной Кореей, Сирией он включил еще и Белоруссию.  Заверил, что режим кубинского лидера Фиделя Кастро «близится к концу», а «кубинский народ уже готов обрести свободу». В ответ на это кубинская делегация покинула зал. Буш пообещал санкции Мьянме, где, по его мнению,  грубо нарушаются права человека и в последние дни проходят крупные акции против находящихся у власти военных. Похвалил Украину, Грузию и Киргизию за стремление к свободе и демократии. И призвал другие страны оказать поддержку в борьбе за демократию в Афганистане, Ираке и Ливане.

Ничего нового, как отметил впоследствии Махмуд Ахмадинежад, в речи Буша не было: «Методы управления миром таких правительств себя изжили, так как их взгляды ошибочны. У них нет ясной стратегии в решении различных проблем, в том числе в Ираке, Афганистане, Палестине и Ливане».

Ахмадинежад был глубоко оскорблен приемом в США, уверен глава Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. Напомним, в Колумбийском университете, куда для выступления пригласили главу ИРИ, ректор, представляя его публике, отрекомендовал как «недалекого и жестокого диктатора». По словам Сафарова, Ахмадинежад «не мог представить себе, что пригласившие его могут грубо оскорбить – это вне пределов его фантазии». «Это вопиющее нарушение этики. Пригласивший выступить в Колумбийском университете ректор вопреки всем человеческим законам оскорбил его публично. Но он это сделал не по своей воле – это был политический заказ: он зачитал ноту, подготовленную американской администрацией», – заявил Сафаров «Эксперту Online». Так ли это, неизвестно, но иранцы воспринимают действия ректора именно так.

Когда Ахмадинежад вышел на трибуну, делегация США демонстративно покинула зал, оставив только стенографиста. Речь он начал, как следовало ожидать, с молитвы, затем, как говорят присутствовавшие на Генассамблее ООН журналисты, неожиданно заговорил о женщинах, божественность которых, по его словам, испортил современный мир. Затем перешел к делу. «Я официально объявляю, что, на наш взгляд, вопрос о ядерном досье Ирана ныне закрыт – он превратился в обычный вопрос, находящийся в ведении МАГАТЭ», – заявил президент ИРИ. И воздал должное деятельности агентства: «К счастью, МАГАТЭ недавно решило вернуться к своей законной роли по контролю ядерной деятельности. Мы считаем это верным шагом. Правда, раньше они незаконно настаивали на политизации иранского ядерного вопроса, но сегодня, благодаря сопротивлению иранского народа, МАГАТЭ возвращается к своим исследованиям».

Он недоволен СБ ООН: обвинил «некоторых» его представителей в том, что они «действуют как обвинители, судьи и палачи». «Отношения между членами Совбеза, обладающими правом вето, и другими странами, попадающими в поле их внимания, напоминают отношения хозяина и слуги в средние века», – указал он. И потребовал изменения статуса Совета Безопасности.

«Любая наша ядерная активность была абсолютно мирной и полностью прозрачной», – подчеркнул он. Таким образом, он подтвердил известную позицию по резолюциям: Иран не будет выполнять требования этого документа.  

Ахмадинежад не мог отказать себе в удовольствии в очередной раз обругать США: он назвал страну «хулиганствующей империей, позволяющей себе создавать систему противоракетной обороны, усиливая таким образом угрозу войны».

Тем временем против Ирана неожиданно резко и согласованно выступили Франция и Германия. Президент Франции Николя Саркози сказал, что позволить Ирану обзавестись ядерным оружием – значит «подвергнуть недопустимому риску стабильность в регионе и во всем мире». По его словам, на планете не будет мира, «если международное сообщество спасует перед распространением ядерного оружия». Президент Франции заявил, что ООН не следует позволять Ирану иметь ядерное оружие, поскольку в противном случае «резко дестабилизируется ситуация в регионе и во всем мире». При этом, по его словам, ИРИ имеет право на мирный атом. Но заверениям Ахмадинежада определенно он не верит. Канцлер Германии Ангела Меркель подтвердила: «Никто не должен питать иллюзий в отношении этой программы». Ядерное оружие в руках Ирана будет иметь «разрушительные последствия» для Израиля, Европы и всего мира. Германия, по словам канцлера, готова выступить «за новые, более жесткие санкции», если Тегеран будет продолжать свою прежнюю политику.

«Конфронтация  возрастает из-за изменения позиции Франции и Германии. Теперь возникает противостояние между Ираном и Западом, а не Ираном и США. Европа озабочена ядерным поведением Тегерана, и это выразил Саркози. Стало ясно, что Иран противостоит не Америке, а Европе. На Западе растет уверенность в реальной опасности Ирана в плане распространения ядерного оружия», – заявил «Эксперту Online» Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады.

Новый расклад сил стал очевиден накануне назначенного на 28 сентября обсуждения главами МИД членов СБ ООН и Германии вопроса о новых санкциях в отношении Тегерана за его упорное нежелание прекратить обогащение урана. Новая резолюция не будет принята, считает Анатолий Уткин, директор центра международных исследований Института США и Канады: «Пока есть Китай и Россия, никаких санкций не будет. Главное – это воздействие России, ЕС, СБ и США на Тегеран. Этим путем Запад и мы пытаемся изменить иранскую позицию. Иранцев защищает Китай, потому что Тегеран на одну треть снабжает его нефтью, и Россия – по ряду своих соображений».

Именно позиция России в данной ситуации наиболее интересна. Москва, безусловно, будет против санкций. Александр Шумилин напоминает, что «на деле признано: ядерная программа Ирана представляет угрозу для России, следовательно, нельзя так открыто взаимодействовать с Ираном на практике и оказывать моральную поддержку, но нельзя его и покинуть». По словам аналитика, Россия будет играть роль «балансера» между Западом и Ираном. Ну а Китай проявит упорство – ему Иран не опасен.

Очевидно также, что РФ в качестве козыря в СБ ООН использует свежий доклад МАГАТЭ, весьма довольного  сотрудничеством с ИРИ: неясности есть, но силовых решений не надо, сказал глава агентства  Мохаммед аль-Барадэи.

В самом деле, по заявлениям главы МИД РФ Сергея Лаврова, РФ считает, что СБ «должен поддержать договоренности, достигнутые между МАГАТЭ и Ираном, и призвать к скорейшему их выполнению». Главная цель международного сообщества, по словам главы МИД РФ, «устранить все неясности, которые пока еще сохраняются в ядерной программе Ирана, и снять все подозрения, что эта программа носит сугубо мирный характер и не имеет какого-либо военного компонента».

Но не судьба ядерной программе Ирана перебраться из СБ ОООН назад в МАГАТЭ, как желает Ахмадинежад, уверены эксперты. «Агентство нельзя рассматривать как серьезного игрока», тем более с его позицией уже мало кто считается, говорит Шумилин. «Надо ждать новых обострений вокруг Ирана, а не ослабления напряженности», – полагает он.