Депутат-метрополитеновец

Анастасия Малахова
4 сентября 2007, 19:43

1 сентября в свет вышла новая ежедневная газета депутата Александра Лебедева «Московский корреспондент». Сегодня стало известно, что депутат приобрел для своей газеты и канал распространения — 66% сети распространения печатной продукции ЗАО «Метрополитеновец». Подготовку к предвыборной кампании можно считать открытой.

Как сообщила сегодня газета «Коммерсантъ», депутат Александр Лебедев, которому принадлежит 39% «Новой газеты» (еще 10% у Михаила Горбачева, 51% — у коллектива), покупает 66% ЗАО «Метрополитеновец» (владеет примерно 70 точками распространения прессы, включая магазины и лотки, автопарк — 82 машины) у его акционеров Михаила Ополинского и Андрея Махмутова.

Покупателем выступит принадлежащее господину Лебедеву на 100% ООО «Редакция газеты "Московский корреспондент"» (первый номер вышел 1 сентября тиражом 150 тыс. экземпляров).

Как подтвердил «Эксперту Online» пресс-секретарь Александра Лебедева Артем Артемов, действительно, депутат приобрел 66% ЗАО «Метрополитеновец», распространяющего печатные издания. «Это станет дочерним предприятием газеты "Московский корреспондент", которую мы запустили 1 сентября».

Поясняя мотивы этого шага, Артемов подчеркнул, что проблем с распространением у них нет, однако вопрос сбыта печатной продукции, безусловно, является важным, поэтому наличие собственной сети не помешает. «Остальная доля "Метрополитеновца" принадлежит Михаилу Литвинову, гендиректору сети. Это изначально было его детище, он будет оставаться гендиректором».

«Далее сеть будет расти. Что касается приобретения других сетей, то мы посмотрим, как будет развиваться ситуация. Не исключено, что приобретем еще что-то», — сказал Артемов. Пресс-сектетарь также не скрывает, что газета будет занимать лидирующее положение в раскладке ЗАО «Метрополитеновец».

Приобретение распространителя — мудрый шаг со стороны владельца СМИ. Ведь не секрет, что розничные торговцы диктуют свои условия владельцам прессы. А так как СМИ много, а ларьков мало, то и музыку заказывают именно розничные сети. Распространителям печатных СМИ остается только соглашаться на их условия.

Как  подтвердил «Эксперту Online» замгендиректора Finam.ru Сергей Кудряшов, собственно, в печатной рознице, как практически везде в ритейле, правила диктует именно продавец. Сети киосков также взимают плату за попадание на полки, более выгодное расположение издания и т. д. — здесь отличия от сетей супермаркетов минимальны. «Бесплатное сотрудничество ведется только с ведущими, хорошо продающимися изданиями, которые сами по себе способны обеспечить сети хороший доход», — говорит аналитик.

По поводу самой газеты Артемов говорит следующее: «Это долгосрочный бизнес-проект, ориентированный на выход на рентабельность. Таблоид, ориентированный на интеллигенцию. В этой нише у нас нет конкурентов. Потому что это столичная газета, независимая от городских властей, в отличие от большинства столичной прессы. Газета будет продаваться и распространяться по подписке. Пока цена 5 рублей, но это промоцена, далее цена будет рыночной», — рассказал Артемов.

Также пресс-секретарь зачем-то добавил: «Только не думайте, что это политический проект». Хотя именно это почему-то и приходит на ум.

Аналогичные мысли приходят в голову и политологам. «Газета — это часть предвыборной кампании "Справедливой России". Лебедеву просто нужна информ-площадка. Когда проект запускает политический деятель, к тому же на старте предвыборной кампании, он не может не быть политическим. Другое дело — какова эффективность этого шага?» — рассказал «Эксперту Online» руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Напомним, что российский миллиардер (его состояние оценивается российским изданием Forbes в 3,6 млрд долларов) вкладывает средства не только в массмедиа. В июле он приобрел блокпакет акций британского дома моды Wintle, который занимается пошивом дорогих мужских костюмов. Кроме того, месяцем ранее Национальная земельная компания, основанная Лебедевым, инвестировала свыше 20 млн долларов в выращивание картофеля.

Основной актив Александра Лебедева — это финансово-промышленная группа «Национальная резервная корпорация», в которую входят около 100 компаний. НРК принадлежит в том числе 31% акций «Аэрофлота» и 97% Национального резервного банка.

А буквально на днях НРК приобрела замок в Швейцарии, собираясь превратить его в отель класса люкс.