Путин в Красноярске

13 ноября 2007, 09:58

Сегодня в Красноярске проходит выездное заседание президиума Госсовета РФ под председательством президента Владимира Путина. Повестка дня: «О развитии транспортной инфраструктуры РФ». С докладами на Госсовете выступят министр транспорта Игорь Левитин и губернатор края Александр Хлопонин.

Как сообщает пресс-служба администрации Красноярского края, для подготовки заседания президиума Госсовета была образована рабочая группа под руководством Хлопонина. Этой группой был подготовлен доклад о развитии транспортной инфраструктуры России. В нем, в частности, отмечается, что федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002--2010 годы)» в целом выполнила свою функцию по модернизации транспортной системы на первом этапе реализации Транспортной стратегии РФ до 2020 года. Реализация программы обеспечит к 2009 году согласованное развитие объектов транспортной инфраструктуры, улучшение технических и экономических параметров транспортной системы страны. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличится в 1,6 раза, пассажирооборот гражданской авиации – в 2,2 раза, объем перевалки грузов в российских морских портах увеличится почти в три раза и достигнет 542 млн тонн в год, а доля морских портов в переработке российских внешнеторговых и транзитных грузов возрастет до 90%. Протяженность автодорог общего пользования достигнет 605,1 тыс. км, 18,7 тыс. км автодорог федерального значения будут соответствовать нормативным требованиям. На внутренних водных путях будет обеспечена безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений, объем транзитных перевозок будет увеличен на 30 млн тонн. В целом, как подсчитала рабочая группа, модернизация транспортной системы позволит получать дополнительные доходы от экспорта транспортных услуг в объеме более 6 млрд долларов ежегодно, обеспечит работой более 2 млн человек в смежных отраслях экономики.

Но, несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от выживания к обновлению и развитию, транспортная система не отвечает существующим потребностям и перспективам развития России. Это проявляется, в частности, в неравномерном развитии различных видов транспорта, нерациональном соотношении различных его видов в транспортном балансе страны. Кроме того, региональная неравномерность транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов. Наиболее существенны различия между европейской частью России, с одной стороны, и регионами Сибири и Дальнего Востока – с другой.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Бездорожье и неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог, учитывая, что автомобильный транспорт является одним из основных системообразующих элементов транспортной системы, стали серьезным ограничением на пути перехода к инновационной модели социально-экономического развития страны. Россия несет значительные потери от низкой конкурентоспособности ее транспортной системы. В настоящее время транзит через территорию России составляет менее 1% товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5--7% ее транзитного потенциала. Между тем транспортировка по российским коммуникациям только 5% грузов евро-азиатского транзита может принести стране около 1 млрд долларов в год.

В докладе обращается внимание на то, что проблемы несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны не являются проблемами развития отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны, по сути, с отсутствием единой транспортной системы, адекватной потребностям социально-экономического развития страны. Поэтому рабочая группа выдвигает в качестве приоритетной задачи переход транспортной системы на новый качественный уровень благодаря строительству скоростных и высокоскоростных транспортных магистралей, развитию транспортной инфраструктуры в Азиатской части России, комплексному развитию крупных транспортных узлов, формированию и распространению новых транспортных технологий, решению транспортных проблем в крупнейших городских агломерациях. Причем эффективная реализация такой масштабной задачи возможна в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010--2015 годы)», которая позволит сконцентрировать государственные и частные инвестиции на решении ключевых проблем транспортной системы и обеспечит сбалансированное и последовательное их решение.