Дети хотят домой

Евгения Новикова
9 апреля 2008, 18:17

Госдума приняла во втором чтении законопроект «Об опеке и попечительстве». Теперь все полномочия установления опеки отобраны у местных органов власти и переданы федеральным. Депутаты надеются, что теперь процедуры в этой сфере станут более прозрачными, а шансы коррупционеров значительно сократятся.

«З аконодательство по патронатным семьям стало в субъектах федерации развиваться само собой, в результате на местах разработаны разные процедуры, разная ответственность, в некоторых регионах властные полномочия – контроль и надзор -- переданы детским учреждениям», -- сообщил «Эксперту Online» Павел Крашенинников, глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. По его словам, в результате такого неупорядоченного законотворчества конституционная норма о едином правовом пространстве стала провисать. «Перед нами стояла задача унифицировать законодательство, его упорядочить и сделать прозрачным», -- указал он. Сегодняшний законопроект «Об опеке и попечительстве» эту задачу решил.

Кроме унификации законодательства новый документ имеет еще как минимум три больших плюса, уверен Павел Крашенинников. Закон придаст стимул тому, чтобы дети жили не в детских домах, а в первую очередь в семьях; выполнение правил, прописанных в документе, позволит «сократить загруженность детских домов» и развиваться таким институтам, как приемная и патронатная семья.

По словам Павла Крашенинникова, в настоящее время всеми вопросами в этой сфере занимаются органы местного самоуправления, «а мы знаем, что органы местного самоуправления очень тяжело все делают». Волокита и коррупция – как минимум два минуса нынешней системы. «Сейчас порядок назначения опеки и попечительства настолько усложнен, что очень многие дети, которые могли бы быть под опекой, по-прежнему живут в домах ребенка и в детских домах, -- заявил "Эксперту Online" известный адвокат Михаил Барщевский, недавно сам усыновивший двух маленьких детей. -- Порядок назначения опеки очень забюрократизирован и стал коррупционноемким». Конечно, закон не сможет поставить препятствия взяточничеству, полагает адвокат, «но чем проще схема, тем меньше вариантов для коррупции: на формуле 2х2=4 особенно не нахимичишь».

Первый важный момент нового закона -- передача всех полномочий субъектам федерации, включая финансирование процедур установления попечительства и опеки. «Вопросы, связанные с приемной семьей, с назначением опеки, с попечительством – все процедуры достаточно четко урегулированы, что само по себе придает прозрачность этой системе», -- уверен Крашенинников.

Вместе с тем документов для того, чтобы стать опекуном или попечителем, собирать предстоит не меньше, предупреждает депутат. «Упрощение я бы лучше назвал упорядочением, потому что процедуры все же существуют, и бумажки все же надо собирать. Другое дело, сейчас единообразие требуемых документов введено на уровне федерального закона и указано, какие документы нужны. В законе дается их исчерпывающий перечень», -- пояснил он.

Второй важный момент, по словам Крашенинникова, -- перераспределение полномочий государственных органов опеки и детских учреждений. «Сейчас функции контроля осуществляют не только органы опеки, но и некоторые детские учреждения, например детские дома. Теперь властные полномочия отдаются органам опеки. Они будут осуществлять контроль над выполнением законодательства, проводить обследования в приемных семьях. А отвечать за опекаемого будет только патронатная семья, а не семья вместе с госорганом опеки, как это делается в настоящее время», -- отметил законодатель.

Так, согласно новому документу, для тех, кто нуждается в немедленном назначении опекуна или попечителя, может быть установлена «предварительная опека». Предусмотрена «временная опека», например на срок командировки родителей. Причем можно назначать как одного опекуна, так и нескольких. Близкие родственники имеют, согласно законопроекту, преимущественное право стать опекунами.

Решение о назначении опекуна или попечителя может быть принято по заявлению самих подростков, а не только по инициативе взрослого. Крашенинников заверяет, что кандидатуры «будут проверяться органами опеки -- на то они и существуют». Таким образом, невелик риск того, что подросток, который мог и ошибиться при выборе кандидатуры, получит в попечители злодея и насильника.

В отличие от действующих норм, допускающих выплату опекунам или попечителям вознаграждения только в одном случае – в приемной семье, новый законопроект допускает иные варианты. Выплачивать вознаграждение могут третьи лица, кроме того, их можно получать за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств муниципального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Этим же законопроектом устанавливается ответственность опекунов и органов опеки. В частности, органы опеки теперь вправе отстранять опекуна от исполнения его обязанностей, если он использует своего подопечного в корыстных целях, оставляет сироту или немощного без присмотра и помощи.

Третий важный момент нового законопроекта, по словам Павла Крашенинникова, -- регулирование имущественных отношений опекуна и опекаемого. В документе прописано, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а те, в свою очередь, не имеют права на имущество подопечных, в том числе на алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты на содержание ребенка. Опекуны и попечители должны ежегодно представлять в соответствующие госорганы письменный, документально подтвержденный отчет о хранении принадлежащего опекаемому имущества и другим вопросам.

Законопроект, которому предстоит еще пройти третье чтение и Совет Федерации, а затем быть подписанным президентом РФ, вступит в силу с 1 сентября 2008 года. При этом устанавливается, что договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до этого срока, сохраняют свою силу.