Два туристических Алтая

4 августа 2008, 11:40

Вдвух соседних регионах Сибири – Алтайском крае и Республике Алтай в минувшую пятницу прошли официальные презентации туристическо-рекреационных зон. Решение об их создании было принято правительством страны два года назад. Кроме Алтая, напомним, такие же зоны будут строиться на двух берегах Байкала, а также в Краснодарском крае. Но именно алтайские власти и бизнесмены, проявившие интерес к проектам, за минувшие месяцы сумели продвинуться дальше всех в процессах подготовки проектной части туристических центров, строительстве объектов отдыха и инфраструктуры.

В презентациях приняли участие заместитель министра экономического развития России Станислав Воскресенский, директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Дмитрий Левченков, руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов и местные руководители. Встречали высоких гостей губернаторы регионов.

Из Барнаула делегация на двух самолетах Ан-38 и Як-40 отправилась в аэропорт Горно-Алтайска, где ее встречал глава Республики Алтай Александр Бердников и члены республиканского правительства. Сначала гостям презентовали саму аэрогавань. Пока горно-алтайский аэропорт относится к аэропортам четвертого класса, длина его взлетно-посадочной полосы составляет 1 300 метров, и он может принимать тяжелые и легкие самолеты только местных воздушных линий, а также вертолеты. Но первый заместитель председателя правительства Республики Алтай Сергей Тевонян рассказал, что проектом реконструкции аэропорта, которая будет вестись как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств инвесторов (недавно 100% акций аэропорта были проданы московской компании «Главторг», которая уже заявила о готовности вложить в него около 50 млн долларов) и полностью завершится во II квартале 2010 года, предусмотрено удлинение ВПП до 2 300 метров, благодаря чему аэропорт сможет принимать средние и ближние магистральные самолеты с дальностью полета около четырех часов, в том числе Boeing. Федеральные инвестиции, выделяемые по целевой программе «Развитие гражданской авиации», составят более 1 млрд рублей – на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования.

Разработчики программы реконструкции аэропорта считают, что спрос на авиаперевозки в Республику Алтай в первую очередь будут формироваться за счет туризма. Поток туристов в регион из европейской части России и зарубежья оценивается в 120 тыс. человек ежегодно. Именно эти люди при наличии регулярных рейсов в Горный Алтай выберут удобное и быстрое авиасообщение. Кроме того, от 5 до 15 тыс. человек в год будут летать в республику и из республики по производственной необходимости и деловым командировкам. Авиасообщение предпочтет также ряд туристов Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, уже сейчас ежегодный пассажирский поток мог бы составлять 150 тыс. человек в год. Безусловным преимуществом горно-алтайского аэропорта является его близкая расположенность к будущим зонам туристическо-рекреационного типа и другим туристически привлекательным местам. Аэропорт расположен в 10 км от ОЭЗ «Алтайская долина» (создается в Республике Алтай), в 29 км от ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (создается в Алтайском крае), в 25 км от горнолыжного комплекса «Манжерок» (строится ИФК «Алемар») и в 92 км от Каракольских озер (проект ВАО «Интурист», входящего в АФК «Система»).

Из здания аэропорта гости доехали до территории ОЭЗ «Алтайская долина». Здесь в демонстрационном шатре были установлены макет и плазменная панель, на которой демонстрировалась 3D-модель перспективного развития проекта ОЭЗ. По словам руководителя ТУ РосОЭЗ по Республике Алтай Владимира Полетаева, проект зоны в предварительном архитектурном решении представляет собой комплекс из искусственного озера и трех искусственных островов, каждый из которых имеет свой набор объектов и свое предназначение. Так, например, на территории северного острова расположится комплекс отелей, лодочные станции, гольф-клуб, зона спортивного скалолазания, а на южном острове будет построен административно-деловой центр с офисами компаний-резидентов ОЭЗ и крытый спортивный комплекс. Государственные вложения в инфраструктуру «Алтайской долины» составят 9,367 млрд рублей, частные инвестиции планируются на уровне 10 млрд рублей. Зона сможет принимать около 94 тыс. человек в год при максимальной загрузке – 3,5 тыс. человек в сутки. Количество вновь созданных рабочих мест составит 2,4 тыс. По словам Полетаева, отели будут разной классности – от двух- до пятизвездных, что позводит отдыхать в них людям с разным достатком.

Главный плюс проекта, реализуемого в Республике Алтай, – наличие как минимум двух крупных инвесторов, уже реализующих свои проекты. Генеральный директор ВАО «Интурист» Александр Арутюнов рассказал, что на участке «Каракольские озера» планируется разместить гостиничный комплекс VIP-класса, оздоровительный и СПА-комплекс, предполагается строительство горнолыжного курорта со значительными перепадами трасс. Объем инвестиций, которые будут вложены в строительство комплекса, – 1,9 млрд рублей. А на озере Манжерок уже строится горнолыжный курорт, инвестором которого выступает ИФК «Алемар». Генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий, один из основателей и экс-президент «Алемара» Леонид Меламед и нынешний президент ИФК Дмитрий Журба в демонстрационном шатре на берегу озера рассказали о том, что уже сделано и что будет сделано. В соответствии с проектом на горе Синюха с большим для России перепадом высот на проектируемых горнолыжных трассах – 820 метров будут построены 32 горнолыжные трассы с системой искусственного оснежения (общая протяженность около 60 км) и 15 подъемников. Общее число лыжников на трассах будет достигать 5 тыс. человек. У подножия Синюхи будет построен гостиничный городок на 4,5 тыс. человек. Главная отличительная особенность комплекса – его всесезонность. Курорт рассчитан на круглогодичный отдых: зимой его посетители смогут кататься на горных и беговых лыжах, сноубордах, снегокатах, а летом гостям предложат велосипедные и конные прогулки, аквапарк, парк приключений, традиционные для этих мест бани, лечение травами и пантами, а также экскурсии к достопримечательностям Алтая. Объем частных инвестиций в проект оценивается на уровне 10 млрд рублей. На строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди (восемь горнолыжных трасс, один кресельный подъемник, три бугельных подъемника, системы освещения и оснежения трасс, сервисный центр) будет потрачено 2,5 млрд рублей. Как сообщил Леонид Меламед, основные горнолыжные трассы на Синюхе будут запущены уже этой зимой.

Из Республики Алтай гости отправились на территорию Алтайского края, где губернатор региона Александр Карлин презентовал им проект «Бирюзовая Катунь». Эта зона была организована на базе существовавшего туристического комплекса с одноименным названием. И в этом главное преимущество краевого проекта над республиканским – здесь уже присутствуют основные элементы инфраструктуры, размещения, места развлечений и отдыха. Тогда как в Республике Алтай пока есть только природные красоты и трехмерные проекты. По словам Карлина, особенность «Бирюзовой Катуни» заключается и в том, что она сможет принимать туристов и зимой, и летом, что является ее неоспоримым плюсом и отличием. В этом году будут проведены работы по реконструкции аэродрома и аэропорта Бийска, на которые будет направлено около 40 млн рублей. Сейчас ведется строительство дороги внутри зоны. По оценке консалтинговой компании Roland Berger, к моменту окончания строительства на «Бирюзовой Катуни» будет создано не менее 3,5 тыс. мест размещения и около 2,2 тыс. рабочих мест. Предполагается, что созданные места размещения туристов совместно с оказанием сопутствующих услуг на качественном уровне позволят увеличить турпоток зоны на 115 тыс. человек. По прогнозам специалистов, к 2012 году он составит примерно десятую часть от общерегионального турпотока.

По словам Карлина, туристическо-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» будет ориентирована сразу на несколько слоев населения. В том числе на молодежный отдых. Губернатор заверил замминистра экономического развития Станислава Воскресенского, что недельный отдых для семьи из четырех человек в трехзвездном отеле в «Бирюзовой Катуни» обойдется в среднем не больше 25 тыс. рублей. Есть и инвесторы – сразу после презентации зоны состоялось торжественное вручение свидетельств о регистрации в качестве резидентов турзоны шести компаний. Все они местные и уже начали реализовывать бизнес-проекты общей емкостью 3 млрд рублей: «Алтай-Известь+», «Анте», «СКИ-комплекс», «Ермак», «Жемчужина Катуни» и «Грин-парк». По словам Карлина, на этих резидентов будут распространяться все преференции, которые установлены законом для резидентов ОЭЗ, в первую очередь – налоговые. «Это делает более привлекательными инвестиционные вложения по строительству социальных объектов – отелей и гостиниц, которые должны быть возведены на территории турзоны. Речь идет о миллиардах рублей вложений. Впрочем, мы говорим о структуре как о факте, который уже частично существует», – сказал Александр Карлин.

Выступая перед журналистами, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Станислав Воскресенский сказал, что удовлетворен увиденным. Реализация проектов особых экономических зон позволит российским туристам, сейчас в основном ориентированным на страны зарубежья, отдыхать с той же степенью комфортности на российских курортах, в том числе горнолыжных. По словам Воскресенского, если прекрасной природой Россия всегда могла гордиться, то уровень сервиса оставлял желать лучшего. Особые экономические зоны позволят достичь европейского уровня и в этой области. Замминистра подчеркнул, что цены на алтайских курортах будут вполне доступны для российских граждан. Так, недельный отдых для семьи из трех человек будет стоить 20-25 тыс. рублей в неделю. «Теперь главное – не срывать темпов строительства», – отметил замминистра и выразил надежду, что алтайские ОЭЗ начнут работать через три-пять лет. Впрочем, стоит добавить, что ожидать бурного интереса со стороны туристов из Европейской России Алтаю, как и более далеким туристическим зонам на Байкале, вряд ли стоит – все ценовые преимущества отдыха на сибирской природе «съест» стоимость авиационных билетов. Правда, об этом на презентациях алтайских зон туризма не говорилось.