Каждому по автомобилю

10 декабря 2008, 17:34

Крупнейший европейский автопроизводитель, немецкий концерн Volkswagen обратился к властям Германии с просьбой оказать помощь своему финансовому подразделению – VW Bank. VW Bank является крупнейшим в Европе автобанком, то есть банком, входящим в структуру автомобильного концерна и работающим преимущественно в области выдачи кредитов на покупку автомобиля, а также оформления лизинга на автомобили. Около 70% операций, производимых VW Bank, так или иначе связаны с покупкой клиентами автомобилей. По всему миру в VW Bank работает более 5 тыс. человек, филиалы VW Bank имеются в 28 странах мира. Фактически VW Bank является механизмом рыночной экспансии концерна VW, позволяя концерну активнее продавать свои автомобиле на рынке.

Объем финансовой помощи, на которую надеется руководство VW, пока неизвестен, но уже сейчас понятно, что речь идет о госгарантиях по кредитным обязательствам банка. Свои кредитные программы VW Bank финансировал за счет заемных средств, и теперь, с одной стороны, банк с трудом может найти достаточно денег для выдачи новых кредитов, а с другой стороны, постоянно увеличивающаяся доля невыплат клиентами своих кредитов становится для банка угрозой, способной сорвать выплаты взятых займов.

Кристиан Вульфф, премьер-министр федеральной земли Нижняя Саксония, являющейся одним из главных акционеров концерна Volkswagen (ей принадлежит 20,1% акций концерна), уже высказался с поддержкой требований концерна. «Правительство федеральной земли приветствовало бы государственную помощь в виде финансовых гарантий VW Bank – это необходимо, чтобы финансирование покупок автомобилей без проблем продолжалось бы и в 2009 году», – заявил Вульфф.

Между тем у идеи оказывать помощь крупнейшему автобанку Европы есть и противники. Они напоминают, что концерн VW остается весьма прибыльной компанией, способной самостоятельно справиться с возникающими трудностями. За первые девять месяцев 2008 года оперативная выручка концерна выросла на 15% и достигла 4,92 млрд евро. По итогам года концерн также ожидает прибыль. Прибыльным пока остается и VW Bank – оперативная выручка автобанка составила за первые девять месяцев 2008 года 744 млн евро, что лишь немногим меньше результата прошлого года, достигшего 747 млн евро. С января по сентябрь банк заключил 1,9 млн новых договоров о финансировании покупок автомобилей (в кредит и лизинг), а также договоров страхования автомобилей.

Еще одним поводом для критики предложений об оказании поддержки банку являются опасения экспертов относительно того, что вслед за субсидиями VW Bank с требованиями оказать поддержку также и им выступят автобанки других крупных производителей автомобилей. В той или иной форме подтверждения такой возможности развития ситуации пришли сегодня от большинства крупных автопроизводителей Германии. «Мы не хотим попасть в невыгодную ситуацию по сравнению с нашими конкурентами. Мы оставляем для себя открытыми все варианты», – заявили в пресс-службе Daimler. Концерн Daimler располагает автобанком Mercedes-Benz Bank «В данный момент мы со всей серьезностью вновь анализируем возможность использовать средства государственного фонда для финансовой стабилизации», – сказали в пресс-службе автобанка принадлежащей американскому концерну General Motors компании Opel. В пресс-службе BMW Bank пока воздержались от комментариев, однако очевидно, что BMW Bank, закрывший III квартал с убытками в 17 млн евро, имеет куда больше оснований, чем VW Bank, рассчитывать на государственную поддержку властей Германии.

Напомним, что пока из государственного стабилизационного фонда объемом 500 млрд евро помощь на общую сумму 90 млрд евро (в основном в виде госгарантий по кредитным обязательствам банков) была оказана четырем банкам: BayernLB, Commerzbank, HSH Nordbank и Hypo Real Estate. Еще 15 заявок находятся на стадии рассмотрения. Для того чтобы рассчитывать на помощь стабилизационного фонда, банку необходимо иметь долю собственного капитала не менее 8%.