– Беттина, снизилось ли количество заказов на предновогодние корпоративы в этом году?
– Наше агентство не специализируется на организации корпоративных мероприятий, тем не менее для наших постоянных клиентов мы периодически организуем корпоративные вечеринки и развлекательные мероприятия. По сравнению с прошлым годом количество заказов снизилось вдвое в этой области.
В период увольнений и сокращений бюджетов компании решают другие задачи и меньше обращают внимание на организацию корпоративных праздников. Компании же, которые кризис затронул в меньшей степени, стараются минимизировать издержки и организовать мероприятия за счет собственных возможностей. Это напоминает мне те старые времена, когда все мероприятия самостоятельно организовывали сотрудники в офисах, принося сладкое шампанское и воздушные шарики.
– Сталкивались ли вы с ситуацией, когда отменяются ранее подтвержденные проекты?
– Да, ситуация кардинально изменилась в октябре, когда многие ранее подтвержденные проекты стали замораживаться, отменяться или откладываться до второй половины следующего года.
По моему мнению, мы в первую очередь столкнулись с психологическим кризисом – кризисом доверия. Бизнес-сообщество кажется парализованным, несмотря на то что деньги есть, а результаты 2008 года довольно хорошие. Имеющиеся сейчас бюджеты придерживаются на случай худших времен.
Особенно это заметно в банковском секторе. Большие мероприятия отменяются, чтобы не навредить имиджу компании – неприлично веселиться, когда начались массовые увольнения. До февраля я не жду никаких изменений в этой динамике, так как впереди январь – мертвый месяц в связи с каникулами. Большинство компаний будут ждать результатов декабрьских продаж, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые решения. В особенности это касается товаров, которые приносят наибольшую прибыль в бюджет в период рождественских праздников, например ювелирные украшения и модная одежда.
– С чьей стороны наиболее ярко ощущалось снижение спроса – иностранных или российских клиентов?
– Портфолио нашего агентства состоит преимущественно из иностранных клиентов. Ситуация в их компаниях довольно стабильна, и они продолжают запланированные мероприятия.
Нам повезло, что в сложившейся ситуации наше агентство имеет возможность компенсировать сокращение заказов на проведение мероприятий услугами в области PR. Крупные игроки на рынке перекинули бюджеты из рекламного сектора (ATL) в PR, что дает нам хорошие шансы в 2009 году. Стоимость PR-услуг ниже, а эффект выше, поэтому агентство сосредоточится именно на них.
Я убеждена: это отличное время для творческих и новаторских решений.
– Снижают ли в связи со сложившейся ситуацией цены сами организаторы праздничных мероприятий?
– Ценовая политика всегда отражает ситуацию, сложившуюся на рынке. В данный момент мы наблюдаем некоторое несоответствие: клиенты уже снизили свои бюджеты, а подрядчики все еще живут в стране с молочными реками и медовыми берегами, свято веря, что цены на мероприятия в декабре по закону должны в три раза превышать цены в обычные месяцы. Мне кажется, эти времена прошли.
– Снижают ли требуемые гонорары традиционно приглашаемые на такие мероприятия звезды?
– Как всегда, это вопрос спроса и предложения. Всей индустрии придется привыкнуть к более скромным бюджетам, в том числе и звездам в сфере развлечений.