Футбольный элемент

5 декабря 2008, 16:11

Победителем аукциона на право достраивать стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге стала московская компания «Инжтрансстрой», входящая в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Как говорится в сообщении комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Северной столицы, при лимите финансирования 18,6 млрд рублей «Инжтрансстрой» предложил минимальную цену контракта – 13 022,286 млн рублей.

Представитель компании-победителя Елена Гурьянова сообщила «Интерфаксу», что снижение цены контракта стало возможным из-за сложившейся ситуации на рынке стройматериалов, в частности металлоконструкций. Строительством объекта будет заниматься «дочка» московской компании – ООО «Инжтрансстрой СПб», зарегистрированное в Петербурге. «Компания выйдет на стройплощадку в ближайшее время», – сказала Гурьянова. «Инжтрансстрой» должен будет завершить все работы не позднее 15 ноября 2011 года.

Как пишет «Фонтанка.Ру», в аукционе приняли участие пять компаний. Все они по условиям торгов играли на понижение цены. Два претендента – ЗАО «Северо-Западная инвестиционно-строительная компания» и ЗАО ПО «Возрождение» не были допущены к аукциону, так как «их документация не соответствовала установленным комиссией требованиям». Предыдущий подрядчик строительства стадиона – компания «Авант» заявление на участие в конкурсе подавать не стала. Как сообщил гендиректор компании Григорий Фельдман, рассмотрев условия конкурса, он принял решение не претендовать на победу. В итоге в финал вышли пять компаний (все местные) – ОАО ГСК, ООО «Адамант-строй», ООО «Сэтлпроф», ОАО «Мостостроительный отряд №19» и ЗАО «Инжтрансстрой». Но острая борьба развернулась лишь между двумя последними участниками. Их противостояние позволило опустить стартовую стоимость контракта на 30%. «На нашем аукционе кризис сказался положительным образом, – на радостях отметил вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский. – Так как стройматериалы значительно подешевели, компании смогли достаточно серьезно снизить цену возведения стадиона. Планировалось, что снижение цены будет не столь существенным. Мы знаем, что каждый претендент вел напряженные переговоры с поставщиками стройматериалов. Поэтому наверняка их расчеты обоснованы».

Напомним, новый аукцион на выполнение работ по завершению проектирования и строительства футбольного стадиона на Крестовском острове – самой современной в мире арены на 62 тыс. мест под названием «Космический корабль» для футбольного клуба «Зенит» – администрация Санкт-Петербурга объявила в начале ноября. Как отмечал «Эксперт Online», арена будет строиться исключительно на средства петербургского бюджета. После того как проект подорожал в 3,5 раза – с 6,7 млрд до 23,7 млрд рублей, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пыталась договориться с главой «Газпрома» (концерн владеет контрольным пакетом акций «Зенита») Алексеем Миллером о паритетном финансировании строительства стадиона. Переговоры завершились компромиссом: «Газпром» не берет на себя обязательств софинансировать строительство арены, но готов отказаться от внесения городом в 2009 году (а возможно, и дальше) средств на строительство «Охта центра» с почти 400-метровым небоскребом на берегу Невы.

С прежним генподрядчиком – компанией «Авант» – договор был расторгнут 3 ноября. За два года компания завершила проектные работы, осуществила снос стадиона им. Кирова (именно на его месте строится новая арена), провела земляные работы, вбила 11 тыс. свай, обустроила энергоцентр и причал. По сути, завершила лишь так называемый нулевой цикл. Компания освоила около 5,5 млрд бюджетных рублей при том, что стоимость всего проекта на момент заключения в 2006 году договора с «Авантом» составляла 6,7 млрд рублей. В августе нынешнего года Главгосэкспертиза утвердила новую стоимость стадиона – 23,7 млрд рублей. Основные причины удорожания – недооцененность затрат при проведении конкурса на выбор генподрядчика в 2006 году и доработка проекта после заключения договора с «Авантом».

Впрочем, эксперты не исключают, что сумма контракта, под которой подписался «Инжтрансстрой», со временем существенно возрастет. «При строительстве стадиона будут использоваться сложные технологии, поэтому подрядчик, скорее всего, применит как российские материалы, так и импортные, которые пока не дешевеют. Кроме того, не исключено, что к строительству стадиона будут привлекаться западные субподрядчики. Поэтому с учетом девальвации рубля расходы возрастут», – прокомментировала «Фонтанке.Ру» директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец. «Основные риски для застройщика, как ни странно, связаны с завершением кризиса, что приведет к новому витку роста цен на строительные материалы, подорожанию рабочей силы. Если же цены останутся хотя бы на уровне текущего месяца (а они, скорее всего, будут снижаться), «Инжтрансстрой» может рассчитывать на прибыльный заказ. В целом сейчас шансы компании завершить строительство в срок можно оценить как высокие. Как правило, в мировой практике строительство таких объектов с нуля занимает около пяти лет, но в данном случае речь все-таки идет о достройке», – отмечает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. Остается добавить, что из 13 млрд, которые город должен будет направить на строительство стадиона, в бюджета пока запланировано только 8 млрд рублей.