На все согласен

10 марта 2009, 18:19

Один из ведущих отечественных производителей минеральных удобрений компания «Уралкалий» (Березники, Пермский край) сегодня сообщила о том, что готова добровольно финансировать строительство 53-километрового железнодорожного участка Яйва—Соликамск, обходящего все шахтные поля химического объединения. Об этом президент «Уралкалия» Анатолий Лебедев заявил на правительственном совещании под председательством министра финансов Алексея Кудрина, посвященном финансированию расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии на территории принадлежащего «Уралкалию» Березниковского калийного промышленного рудоуправления №1 (БКПРУ-1).

Напомним, что чрезвычайная ситуация на БКПРУ-1 случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Спустя два месяца специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия», а была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. Тем не менее местным властям пришлось переселить часть жителей Березников, РЖД — построить две обходные железнодорожные ветки, а «КЭС-холдингу» — перенести часть энергетических коммуникаций ТЭЦ-10. Однако техногенная ситуация в районе аварии продолжала ухудшаться, и в конце концов по инициативе вице-премьера Игоря Сечина в ноябре прошлого года была образована новая правительственная комиссия по расследованию причин аварии на БКПРУ-1, которая в конце января объявила: «Уралкалий» виновен в том, что не проявлял должного усердия в предотвращении аварии, а посему в первую очередь должен компенсировать бюджетам 3,1 млрд рублей за переселение жителей Березников и строительство 850−метровой обходной железнодорожной ветки.

«Уралкалий» против этого не возражал — о том, что компания готова добровольно компенсировать затраты бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий аварии на руднике и расходы РЖД на строительство двух обходных железнодорожных путей, Анатолий Лебедев заявлял еще осенью прошлого года.

Однако, как и предполагал «Эксперт Online», впереди «Уралкалий» ждали гораздо более серьезные выплаты. В начале февраля правительственная комиссия на своем выездном заседании в Березниках приняла принципиальное решение приостановить строительство третьей обходной временной железнодорожной ветки длиной 2,5 км и решить проблему кардинально — активизировать работы по строительству 53-километрового железнодорожного участка, обходящего стороной все шахтные поля химического объединения. «Российские железные дороги» (РЖД) устами первого вице-президента РЖД Вадима Морозова уже назвали и дату начала движения поездов по его первому участку — 16 декабря этого года. Общую стоимость проекта в тот момент железнодорожники оценили в 13,1 млрд рублей, причем 6 млрд рублей, по словам Морозова, требуются монополии уже в этом году. Касаясь источников финансирования, он подчеркнул, что «Уралкалий» и другой рудодобытчик «Сильвинит», уже заявляли ранее о том, что готовы дать по 1 млрд рублей на перенос железнодорожных путей, однако «4 млрд надо найти».

Эти деньги «нашлись» на совещании у Кудрина, о котором и проинформировал сегодня «Уралкалий». По уточненным данным, общие затраты на строительство 53-километрового железнодорожного участка Яйва—Соликамск составят 12,33 млрд рублей.

Как явствует из официального сообщения, 2,79 млрд рублей даст федеральный бюджет, 3,54 млрд рублей — РЖД, 1 млрд — ОАО «Сильвинит» (1 млрд рублей). Оставшиеся 5 млрд рублей, как мы и предполагали, в добровольно-принудительном порядке выделит «Уралкалий», который, получив акт новой правительственной комиссии об итогах расследования причин аварии на БКПРУ-1, еще месяц назад официально признал, что его расходы на компенсацию ее последствий могут превысить заявленные 3,1 млрд рублей.

Следующим химическому объединению, очевидно, предъявит счет энергетическая компания «КЭС-холдинг», которая сейчас владеет ТГК-9 и чья тепловая станция в Березниках также попала в зону аварии на Первом руднике.

В конце прошлой недели одно из главных действующих лиц этой истории — глава Ростехнадзора Николай Кутьин — заявил, что окончательная сумма ущерба (соответственно, и сумма выплат «Уралкалия», которая на сегодняшний день составляет около 8 млрд рублей) за аварию в Пермском крае станет известна только после завершения ликвидации рудника.