Тревожное ожидание

Москва, 18.03.2009
Формат господдержки АвтоВАЗа будет понятен через две-три недели. Об этом сообщил президент тольяттинского гиганта Борис Алешин, комментируя итоги закрытого совещания, которое провел вчера в Москве первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. Алешин напомнил, что автоконцерну нужно 26 млрд рублей, и ни госгарантии, ни прямые инвестиции АвтоВАЗ на сегодня не устроят.

В работе совещания приняли участие вице-премьеры Игорь Сечин и Алексей Кудрин, губернатор Самарской области Владимир Артяков, президент АвтоВАЗа Борис Алешин и представители банков с государственным участием. Поводом для проведения заседания послужило письмо, направленное премьер-министру России Владимиру Путину президентом АвтоВАЗа Борисом Алешиным и генеральным директором ГК «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. В письме, в частности, указывалось, что тольяттинский автогигант находится в крайне тяжелом финансовом положении из-за накопившейся задолженности перед кредиторами и партнерами. Общая сумма его долгов, по словам Алешина, сегодня составляет 44 млрд рублей (36 млрд рублей – по банковским кредитам, еще 8 млрд – по облигациям), причем все они являются краткосрочными, поэтому предприятию необходима пролонгация выплат летом и в конце текущего года. Рефинансировать эту задолженность АвтоВАЗ не в состоянии, поскольку перекредитоваться в текущих условиях стало практически нереально. К тому же до 60% его активов уже заложено под взятые кредиты. В том числе речь идет о производственных активах, корпусах завода и оборудовании. Сумма залогового обеспечения составляет 45 млрд рублей при общей балансовой стоимости всех активов концерна в 75 млрд.

В общем и целом ситуация такова, что автозаводу остается рассчитывать только на помощь государства. Продажи по сравнению с прошлым годом упали почти вдвое, оборотных средств компании не хватает даже на текущую деятельность, а задолженность перед смежниками достигла 10 млрд рублей. Те меры, которые уже принимаются для поддержки автопрома, – в частности, субсидирование кредитов на покупку российских машин – дадут отдачу не сразу и не решат всех проблем. АвтоВАЗ настаивает на получении госпомощи в размере 26 млрд рублей, однако механизм ее получения, даже если правительство согласится на план Алешина, пока не выработан. Понятно только, что ни гарантии, ни прямые инвестиции АвтоВАЗ на сегодня не устроят. «Нам нужно 26 млрд рублей, а максимальный объем для каждой компании – 10 млрд рублей. При этом госгарантии имеют субсидиарную ответственность, и наступление события, связанного с невозвратом средств, приведет нас к банкротству. Поэтому большинство членов комиссии признало этот вариант неэффективным, – сказал Алешин. – Что касается предоставления прямых ассигнований – реально отчетность АвтоВАЗа не позволяет привлекать кредиты без участия государства, и наша отчетность оставляет желать лучшего. Нужны другие варианты, они будут выработаны в течение двух-трех недель».

Но вряд ли устроит АвтоВАЗ и вариант с допэмиссией акций компании. По словам Алешина, этот вариант – «чисто гипотетический». «Для нас допэмиссия акций является сложной процедурой», – отметил президент АвтоВАЗа, комментируя итоги совещания. Кроме того, он высказал мнение, что акционеры компании могут «без восторга» отнестись к идее выпуска дополнительных акций. Это непростое решение, и оно еще даже не обсуждалось с крупнейшими акционерами АвтоВАЗа – компаниями Renault и «Тройка Диалог».

Говоря об отчетности, Борис Алешин имеет в виду плачевные финансовые результаты 2008 года. По его словам, чистый убыток компании составил 6,2 млрд рублей, тогда как годом ранее чистая прибыль равнялась 3,95 млрд рублей. Продажи автомобилей в 2008 году сократились на 6%, однако главной причиной столь резкого падения финансовых показателей стал существенный рост себестоимости вазовских автомобилей. Борис Алешин на протяжении прошлого года не раз сетовал на скачки цен на продукцию металлургов (рост за год на 50-80%), рост энерготарифов и т. д. На все эти проблемы сейчас накладывается «лежащий на боку» авторынок. Первые два месяца 2009 года оказались для ВАЗа провальными – продано в общей сложности менее 60 тыс. автомобилей, это практически месячный объем продаж автомобилей Lada в «лучшие времена». По итогам февраля в России продано 29 344 автомобиля Lada производства АвтоВАЗа, что примерно соответствует показателю января (29 110 машин). Марка Lada сохраняет лидерство на российском рынке с долей 21,8%, почти втрое превосходя объем продаж ближайшего преследователя – Chevrolet, но объемы продаж весьма огорчают вазовских маркетологов – находящийся в анабиозе рынок лишает завод столь необходимых ему сегодня оборотных средств.

«Бестселлер» АвтоВАЗа Lada Priora остается самой популярной моделью в нашей стране: в прошлом месяце ее реализация выросла на 10%, до 7 551 автомобиля. С разницей всего лишь в несколько десятков машин на втором месте находится семейство Lada Samara, реализация которого упала на 40%, до 7 536 автомобилей. Автомобили «классической» компоновки показали еще большее падение, на 49%, и разошлись в количестве 6 425 единиц. Продажи Lada Kalina упали на 25%, до 5 650 машин. Внедорожников Lada 4x4 (Niva) реализовано на 3% меньше, чем годом ранее, – 1 519 единиц. Универсалы Lada 111, производство которых было прекращено на АвтоВАЗе в декабре прошлого года, проданы в количестве примерно 650 штук. При таком состоянии рынка рассчитывать на пополнение оборотных средств АвтоВАЗу не приходится, а значит, кассовые разрывы будут сохраняться, а финансовые показатели вряд ли выйдут из отрицательной зоны. Пока угадать момент разворота рынка не может никто, поэтому АвтоВАЗу нужна передышка, для чего и требуется господдержка.

«Решение о господдержке пока не принято, оно ожидается в течение двух недель», – сообщил Алешин, добавив при этом, что по итогам правительственной комиссии принято решение, что в течение недели межведомственная рабочая группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих предприятий, под руководством заместителя министра экономического развития Олега Савельева рассмотрит предложения АвтоВАЗа по финансированию потребностей текущей деятельности, а также по реализации инвестиционной программы. «По итогам заседания дано поручение в двухдневный срок провести необходимые консультации и представить руководству правительства России предложения о мерах, необходимых для содействия реализации антикризисной программы ОАО „АвтоВАЗ”», – сообщает также сайт российского кабмина. По оценке аналитика Банка Москвы Леонида Игнатьева, итоги вчерашнего совещания у Шувалова – плохая новость как для держателей публичного долга АвтоВАЗа, так и более опосредованно – для владельцев облигаций «Иж-авто», которые согласились на реструктуризацию облигационного долга компании в надежде на то, что ижевский автозавод перейдет под контроль АвтоВАЗа.

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вашингтон занервничал: Россия готова присоединиться к системе платежей Instex
      Европа включилась в борьбу с засильем американского доллара, помочь в этом ей может Москва
    2. На фестивале Усадьба Jazz в Доброграде 27-28 июля выступит Леонид Агутин, Евгений Маргулис, Мариам Мерабова, Billy’s Band и другие!
      27-28 июля фестиваль Усадьба Jazz во второй раз пройдет в Доброграде. В прошлом году фестиваль посетили более 5000 человек, а в этом году гостей будет еще больше, ведь в музыкальной программе фестиваля только самые любимые артисты.
    3. «Шок и трепет»: финансовые власти США готовят сюрприз
    Реклама