Недальний Восток

26 марта 2009, 13:19

Сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов, начавший двумя днями раньше с Воронежа свое антикризисное турне по российским регионам, добрался до Владивостока. Здесь в поле его зрения попали льготные перевозки юных и пожилых дальневосточников в Москву и Санкт-Петербург, а также по традиции ход подготовки города к саммиту АТЭС-2012.

Визиту Шувалова во Владивосток сопутствует достаточно странный контекст. Дело в том, что не далее чем вчера он провел в соседнем Хабаровске (столице Дальневосточного федерального округа) совещание со всеми местными губернаторами, в котором принял участие и приморский руководитель Сергей Дарькин. Рассуждая с обывательских позиций, отдельно ехать сегодня в Приморье Шувалову было вроде бы и незачем. В приморских властных коридорах объясняют, что высокий гость (помимо всего прочего, возглавляющий госкомиссию по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья и оргкомитет саммита АТЭС-2012) был намерен лично проинспектировать ход строительства объектов саммита во Владивостоке. Однако можно напомнить, что в последний раз Игорь Иванович именно с этой миссией приезжал во Владивосток не далее чем в середине февраля. Столь пристальное внимание к Владивостоку вызывает версии либо о явном неравнодушии Шувалова к развитию «восточного форпоста России», либо о неких серьезных проблемах, связанных с подготовкой приморской столицы к саммиту. Недаром в ряде федеральных СМИ в начале марта были высказаны мнения о том, что ввиду финансового кризиса средства федерального бюджета на подготовку к саммиту АТЭС будут кардинальным образом сокращены. Но буквально в понедельник пресс-служба администрации Приморского края со ссылкой на того же Шувалова сообщила, что объем федерального финансирования саммита остается прежним – в объеме 202 млрд рублей до 2012 года. С этой оптимистичной информацией, однако, диссонирует закрытый от СМИ режим, в котором Игорь Шувалов сегодня работает во Владивостоке. Несмотря на проведенную накануне масштабную аккредитацию, никаких мероприятий, доступных для прессы, в итоге решили не делать.

Как бы то ни было, Шувалов прибыл во Владивосток, о чем красноречивее всего свидетельствовали с утра зеленожилетные инспекторы ДПС, в полном составе выставленные на трассы. Столичная делегация побывала на месте реконструкции канализационной системы Владивостока. В рамках подготовки к саммиту город должен получить долгожданные очистные сооружения (до сих пор из всего объема сточных вод очищается всего несколько процентов). Как сообщили в пресс-службе администрации Приморского края, до 2011 года будут построены две канализационно-насосные станции – в районе мыса Чумака и Второй Речки. Их мощность составит более 290 тыс. кубометров сточных вод в сутки. Проект реконструкции очистных сооружений Северного планировочного района города будет завершен к 1 мая, а Южного и Восточного районов – к 1 июня.

Другим объектом, посещенным Шуваловым и Дарькиным, стал район Снеговой пади, где строится микрорайон для военнослужащих. Как ожидается, первые дома будут сданы уже в текущем году. Их возведение идет в рамках соглашения, подписанного между Минобороны РФ и администрацией Приморского края. «Соглашение предусматривает, что за несколько лет военным, служащим на территории Приморья, будет предоставлено 2 500 квартир, из них 2 200 – во Владивостоке и 300 – в Уссурийске. Большая часть жилья будет построена силами военных инженерных служб. Это социально значимый проект. Задача государства – создать военным и их семьям достойные условия жизни, не допустить оттока квалифицированных и успешных людей из Приморья», – подчеркнули в пресс-службе.

Никак не менее актуальной темой стала организация льготных перелетов дальневосточников на запад России для избавления обитателей восточных регионов от «островного синдрома». Сегодня средний билет из Владивостока до Москвы и обратно эконом-классом обходится в сумму примерно 20-30 тыс. рублей, что по карману далеко не каждому. Сергей Дарькин в течение нескольких последних лет регулярно поднимал на уровне правительства вопрос о дотациях, но с мертвой точки дело удалось сдвинуть только сейчас. 17 марта принято постановление правительства РФ о предоставлении в 2009 году субсидий авиакомпаниям для обеспечения доступности перелетов дальневосточников в европейскую часть страны.

На сегодняшнем совещании в аэропорту Владивостока Игорь Шувалов подробно разъяснил механизмы, которые будут применяться для организации таких льготных перелетов. По его словам, продажа льготных билетов откроется уже с 1 апреля: «В настоящее время идет внедрение новой системы». Покупка билетов по специальному тарифу не создаст неудобств гражданам: половину стоимости билета в виде субсидий государство возместит непосредственно авиаперевозчику. Уже имеется список авиакомпаний, которые будут получать эти средства. «В Приморье купить билет можно будет на рейс любой компании, осуществляющей перелеты в Москву и Санкт-Петербург», – сообщили в пресс-службе администрации. Сегодня это «Аэрофлот» и «Трансаэро» (рейсы Владивосток–Москва), «Владивосток авиа» (рейсы в Москву и в Санкт-Петербург), а также «Россия» (только в Северную столицу). Согласно расчетам, стоимость перелета в салонах эконом-класса из Владивостока в Москву по специальному тарифу составит 7 тыс. рублей, в Санкт-Петербург – 7 250 рублей. На такую льготу имеет право любой житель региона в возрасте до 23 лет включительно и свыше 60 лет, причем только в период с 15 мая по 15 сентября. Кроме того, для несовершеннолетних предусмотрена 25-процентная скидка, а для детей до двух лет перелет будет бесплатным. Квота льготных мест на каждом рейсе при пассажировместимости салона эконом-класса самолета от 180 мест составит 60 мест, при вместимости до 180 мест – 40.