Время точечных инвестиций

Елена Рыцарева
9 июня 2009, 19:21

Рынок телекоммуникаций на первый взгляд не сильно пострадал от глобальных финансовых катаклизмов. Люди продолжают звонить по телефону, отсылать SMS, сидеть в интернете. Впрочем, если у операторов действительно провалов не наблюдается, то у производителей оборудования положение посерьезнее — львиная доля их заказчиков сократила инвестпрограмму на этот год, а значит, новых решений им понадобится гораздо меньше. В корпоративном сегменте ситуация еще хуже: многие клиенты едва дышат — им не до обновления внутренней телекоммуникационной сети. И производители ищут новые ниши. О том, как пережить этот год, «Эксперт Online» беседует с Тьерри Сеньолем, вице-президентом Группы корпоративных решений ведущего мирового производителя телекоммуникационного оборудования Alcatel-Lucent.

— Аналитики прогнозируют уменьшение мирового рынка телекоммуникационного оборудования на 8–12% в этом году? Вы согласны с этой оценкой?

— Да, мы ожидаем сокращения глобального рынка телекоммуникационного оборудования и соответствующих услуг на 8–12% в этом году. Но какие-то сегменты провалятся на 20%, какие-то вообще не просядут. На самом деле сейчас никто не знает, насколько сильным будет падение, а главное, когда оно кончится: в этом году, или 2010, или в 2011-м…

Сейчас Alcatel-Lucent, как и любая другая мировая компания, пытается понять, в каких сегментах будет рост, а в каких падение, какие инвестиции остановить, а какие продолжить. Возьмем Volkswagen: понятно, что продажи таких больших и неэкономичных моделей, как Touareg, упали и еще упадут на 40–50%, а вот продажи машин с гибридными двигателями будут расти. Но на нашем рынке все не так очевидно.

— И все же вы видите какие-то сегменты роста на этот год?

— Всех наших клиентов можно разделить на две большие группы: частный бизнес и госзаказчики. Мы видим, что сейчас наибольшие инвестиции заявляются именно в госсекторе. Строительство новых автодорог, железных дорог, инвестиции в здравоохранение, в общем, модернизация страны — таков сейчас лейтмотив речей высших чиновников многих стран. Благодаря этим проектам они хотят дать заказы частным компаниям, создать новые рабочие места и вновь запустить экономику. В Западной Европе, США много делается в этом направлении. Поэтому мы активизируем работу в госсекторе в 2009 году.

— Как вы можете помочь вашим клиентам сократить издержки? Известно, что основная проблема сейчас в том, что компании тратят больше, чем зарабатывают. Какие конкретные решения уже есть? На чем можно сэкономить?

— У нас есть решения, которые обеспечивают быстрый возврат инвестиций — буквально в течение финансового года. Рассмотрим пример. Обычно компания тратит средства на разные виды связи: видеоконференции, конференц-звонки, мобильную телефонию, междугороднюю связь, интернет. Допустим, она работает в двух городах, и сотрудники связываются друг с другом. При этом компания, как правило, использует услуги нескольких провайдеров. Как уменьшить ее затраты на связь? Устанавливаем на PC специальное программное обеспечение — оно называется SoftPhone. Благодаря ему удаленно подключенный к офисной сети компьютер начинает выполнять все функции офисного телефона, на нем доступны все виды звонков — внутриофисные, городские. При этом все звонки маршрутизируются через офисную телефонную станцию по самым дешевым тарифам. Для мобильных устройств очень хорошо использовать Wi-Fi. Для этого работникам компании надо обзавестись телефонами с поддержкой не только сотовых сетей, но и Wi-Fi. И вот менеджер, пока едет на работу в офис, звонит из Франции в Россию, например, по 1 евро за минуту, но как только он входит в офис и попадает в зону действия внутренней сети Wi-Fi, сеть распознает телефон, и все звонки с мобильного в офисе направляет через Wi-Fi в IP-сеть, делая их в разы дешевле.

Другое направление экономии — снижение энергопотребления. Каждый год в мире все оборудование ICT (информационно-коммуникационных технологий) потребляет электричества примерно на 100 млрд евро. Так вот оборудование Alcatel-Lucent потребляет электричества меньше, чем многие аналогичные системы, на 30%. Мы это доказали экспериментально. У Alcatel-Lucent под Парижем в Маркуси есть большой центр обработки данных (data-center), он поддерживает приложения для 50 тыс. ПК. Когда мы поменяли там оборудование на наше (там стояло «железо» другого производителя), мы смогли экономить электричества на 1 млн евро в год. .

И, наконец, еще одно наше решение — поддержка работы дома. Если сотрудники будут работать из дома, то компания может экономить средства на аренде, а сам сотрудник — время, силы и деньги на ежедневных переездах. Но при этом главное — обеспечить его всеми видами коммуникаций, как на рабочем месте, в том числе видеоконференц-связью. Мы сейчас предлагаем на рынке такое решение. Мы видим все больший интерес со стороны и малого бизнеса, и госпредприятий к работе дома.

— У Alcatel Lucent по-прежнему очень широкий спектр продуктов. Будет ли концентрация?

— Мы сейчас очень внимательно следим за корпоративным рынком и выискиваем растущие сегменты. В первую очередь это IP-сети, и мы продолжаем увеличивать инвестиции в этот технологический сегмент.

— Но ведь, как вы сказали, какие-то сегменты рынка упадут на 20%? Вы собираетесь закрывать производство каких-то продуктов?

— Наша компания проводит постоянный мониторинг рынка, чтобы оценить, какие направления имеет смысл развивать, а в какие инвестировать дополнительно нецелесообразно. В плане новых разработок и изучения востребованности рынком наших решений мы опираемся на знаменитые «Лаборатории Белла» (BellLabs) — один из ведущих инновационных институтов мира, и существующую при них группу Alcatel-Lucent Ventures, своеобразный инкубатор инновационных идей, который доводит их до коммерческого применения. Лаборатории — источник новых идей для бизнеса. Мы постоянно испытываем разработанные там прототипы и думаем, продолжать в них инвестировать, делать из них коммерческие решения или нет. Так что мы сейчас более тонко подходим к выбору новых продуктов.

А вот «убивать» уже существующие мы массово не собираемся. Вывести продукт с рынка не так-то просто, даже если он перестает хорошо продаваться. Во-первых, у каждого нашего продукта есть существующие пользователи. Их надо поддерживать. Во-вторых, если, например, какая-то компания в прошлом году купила некий продукт, а сейчас прочитала, что он выводится с рынка, то это плохо влияет на имидж поставщика.

Наши усилия постоянно направлены на то, чтобы быть долгосрочным, надежным партнером для наших заказчиков, и мы очень хорошо понимаем: если прекращается производство одного устройства, то на его месте должно возникнуть новое устройство — более совершенное.

— Есть ли внутри компании антикризисная программа? Из чего она состоит?

— Конечно, как и у любой другой компании, у нас есть программа сокращения издержек.

Но самое главное для Alcatel-Lucent — это люди. Мы будем сокращать все, что можно, людей — в последнюю очередь. Такова наша политика по всему миру.

Мы оптимизировали затраты на маркетинг и рекламу, определили фокусные направления в развитии бизнеса и сосредоточились на них. Все наши затраты — по аренде зданий, кафетерии для сотрудников и т. д. — приводятся к оптимальному уровню. Наши сотрудники сейчас меньше времени проводят в офисе, они активнее общаются с партнерами, заказчиками. Мы ищем с нашими партнерами общие решения, которые позволили бы нам делать совместные инвестиции в необходимые рынку продукты.

У нас есть почти 5 млрд евро наличными.

— Что будет с рынком через год? Кто изменится? Кто останется? Будет ли новая звезда? После кризиса 2000 года появился Google? Кто может появиться сейчас?

— Я думаю, с рынка уйдут несколько игроков. Вы видите уже банкротство Nortel Networks. Будут еще слияния, концентрация этого сегмента.

Относительно звезд позвольте мне напомнить результаты «золотой лихорадки». После нее 1% участников, например Рокфеллер, стали безумно богатыми. 10% — умерли, 90% — выжили. Но кто еще выиграл? Те, кто продавали инструменты для добычи, оружие, обслуживали золотодобытчиков.

Теперь посмотрим на Калифорнию в 2000 году. Да, там родились две-три звезды (Google, eBay, Аmazon). Но еще и масса компаний, которые смогли заработать хорошие деньги. Это специалисты по маркетингу, те, кто продавали здания, сервисы, продукты. Так будет и сейчас. И какая бы новая звезда ни возникла, всегда будет масса компаний вокруг нее, которые смогут неплохо заработать.

— А будет ли продолжаться экспансия китайских компаний?

— Китайские компании в первую очередь поднялись за счет внутреннего рынка. А потом началась их экспансия за рубеж. И сейчас они по-прежнему в большой степени зависят от внутреннего рынка. Так что их возможности связаны прежде всего с состоянием китайской экономики.

Сейчас в нашем сегменте я не вижу усиления пресса со стороны китайских компаний, по крайней мере он не больше, чем пять лет назад. По нашим ощущениям, у них мало каналов дистрибуции, мало партнеров. Кроме того, многие заказчики опасаются покупать китайское оборудование из соображений безопасности. В Африке — да, у них сильная экспансия, а в Европе, США — нет.