Политик с авторитетом

Галина Щербо
17 июля 2009, 19:39

Вышел на свободу один из самых известных и одиозных нижегородских политиков Андрей Климентьев, с сентября 2007 года отбывавший срок по статье 159 УК РФ «Мошенничество» (его обвиняли в том, что он не вернул долг 50 тыс. долларов). Примечательно, что судим он был неоднократно и самые громкие его «посадки» совпадали с участием бизнесмена в тех или иных региональных выборах.

В

1998 году, когда Климентьев убедительным большинством голосов выиграл выборы мэра Нижнего Новгорода, за ним уже числилась отсидка за мошенничество в молодые годы и срок за нецелевое использование валютного кредита Минфина. 18 млн долларов Климентьев получил при поддержке тогдашнего губернатора Бориса Немцова и под гарантии областного бюджета для развития навашинского судостроительного завода «Ока», но потратил на приобретение супермаркетов и ночного клуба.

Новоиспеченный мэр был тут же вновь отдан под суд по спешно возобновленному делу о «навашинских миллионах» и отправился на поселение в Кировскую область.

В 2001 году освободившийся предприниматель попытался вернуться в региональную политику, но занял лишь пятое место на выборах губернатора. Тогдашнему полпреду Сергею Кириенко потребовалось приложить немало усилий для того, чтобы убедить московский Кремль, что Климентьев опасен для области как «криминал, рвущийся во власть», напоминает нижегородский политический обозреватель Валентина Бузмакова.

Однако в 2002 году Климентьев вновь заявил о себе как действующем политике, которого его противники рано списали со счетов. На выборах мэра Нижнего Новгорода у него были примерно равные шансы с действующим мэром Юрием Лебедевым и депутатом Госдумы Вадимом Булавиновым, который был креатурой федеральной власти в лице Сергея Кириенко.

На этот раз Климентьева нейтрализовали до выборов: суд снял его с дистанции за несколько часов до голосования за нарушения при формировании избирательного фонда. Но, создавая образ врага, нижегородская политическая элита пустила гулять черные PR-технологии, оскорбившие жителей Нижнего Новгорода, говорит Валентина Бузмакова.

В результате первый тур выборов едва не кончился провалом: 70% избирателей не пришли голосовать. «Против всех» тогда проголосовали 30,4% пришедших на избирательные участки, почти столько же голосов набрали лидеры избирательной кампании — Юрий Лебедев (31,42%) и Вадим Булавинов (30,85%).

Глава Центризбиркома Александр Вешняков признал, что такое случается в тех регионах, «где буквально накануне выборов суд принимает решения, вызывающие большие сомнения у избирателей».

Последнее по времени уголовное дело (о мошенничестве) возникло в разгар выборов в областное Законодательное собрание, которые должны были состояться в марте 2006 года. Климентьев тогда шел вторым номером в партийном списке «Родины».

Для местных наблюдателей была очевидна связь между арестом Климентьева и его политической активностью. «Как в Нижнем Новгороде выборы — так Климентьева сажают! Власть превратила его в дежурного врага и дежурное зло», — заметила тогда Валентина Бузмакова.

Андрея Климентьева, по мнению политических аналитиков, в известном смысле можно считать ключевой фигурой для понимания взаимоотношения власти и народа в ходе выборов. На всех выборах он собирает голоса наивных и доверчивых людей, а также протестного электората, тех, кто разуверился во власти и не ждет от нее позитивных перемен в своей жизни и жизни города. Ореол гонимого нелюбимой властью бизнесмена только укрепляет симпатии этой части избирателей.

В следующем году в Нижнем пройдут выборы мэра. Правда, Климентьев до отправки в колонию уже говорил, что не собирается больше играть в политические игры. Но времена меняются. «Климентьев проявил себя как самостоятельная политическая фигура в прежние времена, но и сейчас он способен войти в тройку самых известных деятелей Нижнего Новгорода», — полагает старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник. У него по-прежнему есть избирательный ресурс, с которым надо считаться. Тем более что в кризис усиливается рост протестного голосования, а это электорат Климентьева. «Думаю, это понимают и в действующей власти. Поэтому, если Климентьев вновь заявит себе, можно ожидать, что власть сделает все возможное, чтобы он не участвовал в выборах», — говорит Прудник. Самый гуманный способ — договориться с ним, но и возможна разного рода юридическая казуистика. Средств может быть много — цель одна: чтобы таких людей в политике не было.