Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии планирует продать доли в «Уралсибнефтепроводе» и «Уралтранснефтепродукте». В первой компании республике принадлежит 24,5% уставного капитала, во второй – 13,8%. В пресс-службе ведомства затруднились назвать конкретные сроки реализации этого имущества, но заметили, что приватизация этих госпакетов акций стоит «в ближайших планах» министерства.
«Уралсибнефтепровод», 75,5% акций которого принадлежит федеральному транспортировщику нефти – АК «Транснефть», занимается сбором нефти на территории шести регионов – Башкирии, Пермского края, а также Челябинской, Курганской, Оренбургской и Омской областей. После чего транспортирует ее на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), в том числе те, которые входят в уфимскую группу НПЗ. «Уралтранснефтепродукт» является дочерним подразделением также федерального «Транснефтепродукта» и занимается транспортировкой светлых нефтепродуктов. По технико-экономическому потенциалу и объемам транспортируемого продукта «Уралтранснефтепродукт», протяженность трубопроводов которого достигает почти 5 тыс. км, считается одним из крупнейших подразделений в федеральном холдинге. Пакеты акций этих трубопроводных транспортировщиков нефти и нефтепродуктов были получены Республикой Башкортостан в конце прошлого века на этапе раздела ее отношений с федеральным центром. Они имели смысл не столько сами по себе, сколько как часть топливно-энергетического комплекса (ТЭК) республики, который тоже остался в ее собственности, а потом перешел под управление сына президента Башкортостана Муртазы Рахимова – Урала Рахимова.
Группа компаний башкирского ТЭКа входит в десятку крупнейших нефтедобывающих компаний России (11,7 млн тонн нефти в 2008 году), занимает пятое место по нефтепереработке (21 млн тонн за прошлый год), обладает собственной крупной сетью автозаправочных станций и контролирует башкирский энергетический холдинг «Башкирэнерго», обеспечивающий ее дешевой электроэнергией и теплом. Обладая крупными пакетами акций «Уралсибнефтепровода» и «Уралтранснефтепродукта», башкирские власти могли гарантировать поставку на свои НПЗ необходимого количества нефти и вывод с них необходимого количества нефтепродуктов по трубопроводному транспорту, который с точки зрения логистики является наиболее дешевым видом транспортировки нефти и нефтепродуктов. И это тоже являлось частью репутации уфимской группы НПЗ, отпускные цены которых на внутреннем рынке бензинов долгое время воспринимались как некий индикатор «справедливой» цены.
Но весной нынешнего года за 2 млрд долларов контроль над башТЭКом выкупила АФК «Система». Сейчас на базе этих предприятий «Система» старается выстроить новую российскую вертикально интегрированную нефтяную компанию. С точки зрения той схемы, которая была при Урале Рахимове (он ушел с поста генерального директора «Башнефти» в середине апреля, а 30 апреля «на основании личного заявления» были также прекращены полномочия генерального директора крупнейшего нефтеперерабатывающего завода республики – «Уфанефтехима», который традиционно более половины своей продукции отправляет на экспорт, Виктора Ганцева), дальнейшее присутствие Башкирии в уставном капитале федеральных трубопроводных транспортников теряет смысл. Вопрос только в том, кому и за какую цену сейчас может быть реализовано это имущество. Варианта три. Либо «Транснефть», исходя из соображений реструктуризации бизнеса, доводит свою долю в контролируемых ею предприятиях до 100%. Либо эти доли покупает один из действующих нефтяных стратегов – к примеру, татарстанская нефтяная компания «Татнефть», подстраховывая таким образом свой строящийся мега-НПЗ в Нижнекамске. Либо же пакеты акций Башкирии в «Уралсибнефтепроводе» и «Уралтранснефтепродукте» выкупит все та же АФК «Система», восстановив тем самым внешние контуры башкирского ТЭКа в том виде, в котором они были при Урале Рахимове. Правда, для этого ей придется опять занимать деньги, как в случае приобретения производственных активов башкирского ТЭКа.